1. Концептуальная война
  2. Экология как оружие
Лондон, / ИА Красная Весна

«Друзья Земли»: решение британского суда — прорыв в борьбе за климат

Решение Лондонского апелляционного суда о незаконности строительства третьей взлетно-посадочной полосы аэропорта Хитроу назвали «историческим и прорывным результатом в борьбе за климат» Друзья Земли, 27 февраля на странице сообщества в facebook.

Иск о незаконности расширения аэропорта Хитроу выиграли активисты, в числе которых сообщество «Друзья Земли». В своем постановлении Апелляционный суд заявил, что правительство, принимая решение о строительстве третьей взлетно-посадочной полосы аэропорта Хитроу, действовало незаконно, без учета своих климатических обязательств, которые юридически обоснованы Парижским соглашением.

Ягода Муник, координатор сообщества «Друзья Земли Европа» сказала: «активисты по всему миру без колебаний будут использовать закон в подобных множащихся случаях, чтобы защитить климат и победить грязные проекты».

«Существует четкая тенденция, которая показывает, что суды рассматривают климатические обязательства не просто как принятие желаемого за действительное, а как серьезные обязательства», — заявил Роберт Фолкнер, эксперт по климату в Лондонской Школе Экономики. Он считает, что постановление показывает, как будет развиваться правоприменение в этой области.

«Правительственные юристы сказали, что им не нужно принимать во внимание Парижское соглашение, и судьи сегодня ответили: «Ладно, дело ваше», — заявил Дуг Парр, главный научный сотрудник Гринпис Великобритании. Он считает, что это «открывает новую правовую территорию» и что «следующие решения должны будут учитывать цели Парижского соглашения, или они будут потенциально подсудными».

По мнению Парра, решение по Хитроу было особенно сложным, потому что «авиация ищет альтернативные виды топлива взамен ископаемому топливу, и на самом деле нет ответа, который можно было бы вытащить, как кролика из шляпы».

Эко-активисты высоко оценили решение суда, заявив, что оно дает им возможность выдвигать подобные требования не только аэропорту Хитроу. Зак Полански, кандидат от партии «Зеленые» сказал, что те, кто неустанно боролся в течение многих лет, чтобы заблокировать планы расширения, ликовали, но понимали, что «предстоит еще много работы».

«Мы живем в климатической чрезвычайной ситуации, и это должно быть НЕТ для всех расширений аэропортов», — сказал Полански, добавив, что другие правительства по всему миру могли бы извлечь уроки из этого решения. «Если вы подпишете Парижское соглашение, это должно что-то значить».

В настоящее время растет число судебных разбирательств по климатическим вопросам, в которых суды должны выносить решения с учетом внутренних климатических целей. Будущие инфраструктурные проекты должны также проходить проверку на соответствие экологическим стандартам климатического соглашения.

Магдалина Хейвизер из глобальной сети организаций, выступающих против расширения аэропортов, считает, что это решение «дает надежду сотням общин по всему миру в их борьбе против разрушительных проектов аэропортов: коренным народам, фермерам и гражданам, которые сталкиваются с потерей своих земель и домов из-за проектов аэропортов. Но сегодня мы увидели: их можно остановить и сохранить пригодную для жизни планету для нас и будущих поколений».

Расширение самого загруженного аэропорта Европы Хитроу 20 лет горячо обсуждалось в Великобритании экологами, бизнесменами, местными жителями и политиками. После вынесения судом решения давние противники проекта выразили свою радость в соцсетях.

Мэр Лондона Садик Хан, который подписал судебный иск вместе с экологическими группами и лондонскими советами написал в twitter: «Мы победили! Сегодняшнее решение суда — это крупная победа для всех лондонцев, которые озабочены решением климатической проблемы и очисткой нашего воздуха».

Министр окружающей среды правительства Зак Голдсмит, который однажды подал в отставку из-за своей оппозиции расширению, написал в twitter: «ГРАНДИОЗНО!!!»

Грета Тунберг также прокомментировала решение в twitter: «представьте что будет, когда мы все начнем принимать во внимание Парижское соглашение».

Участники протеста заявляют, что если аэропорт будут расширять, то половина древней деревни Хармондсворт будет уничтожена. Оставшиеся здания будут находиться у ограждения периметра новой взлетно-посадочной полосы, и будут, как говорят жители, непригодны для жилья из-за шума и загрязнения окружающей среды.