В Киргизии заявили, что переход на Болонскую систему был самообманом
Возросшее число поступающих в вузы после внедрения Болонской системы» образования — это самообман и коммерция, заявил депутат парламента Киргизии Адахан Мадумаров 20 июня в своем выступлении на дискуссионном клубе «Пикир» в Бишкеке по вопросам Болонской системы. Видео выступления он выложил в своем Telegram-канале.
Мадумаров описал выявленные недостатки Болонской системы, указав, что советская система образования дала миру большое число выдающихся ученых, педагогов, а Болонская система за прошедшие почти 20 лет не дала ни одного выдающегося педагога.
В советской системе образования, по словам Мадумарова, в вузы поступал 10-12% выпускников средней школы, а при Болонской системе этот показатель достиг 85%.
«Но это — самообман. Это коммерция. В результате мы получаем специалистов, которые не знают элементарных вещей. Я абсолютно уверен, что мы должны вернуться к советской системе образования», — сказал Мадумаров.
Он отметил, что локомотивом внедрения Болонской системы в России являлась Высшая школа экономики, однако она мало что представляла, к примеру, в здравоохранении.
«Вопросами реализации Болонской системы в России занималась Высшая школа экономики. Для нее приоритетом была экономика — прибыль. ВШЭ мало что представляла, например, в области здравоохранения. Вслед за РФ к этому процессу частично присоединилась и Киргизия. Было много противников этой системы в нашей стране. Но в свое время на образовательные реформы выделялись большие деньги, их нужно было осваивать, и мы стали частью „болонского процесса“», — сказал Мадумаров.
В итоге, по слова Мадумарова, чем больше привлекаешь молодежь в вузы, тем больше получаешь денег, потому что обучение идет на контрактной основе.
«В результате у нас получается такие заместители министра образования, которые не знают географию. Заместитель министра образования из Узгенского района взял и присоединил Баткенскую область. Это и есть уровень нашего образования», — сказал Мадумаров.
Высшее образование, полученное по Болонской системе, не дает гарантий получения работы по специальности.
«В нашей стране сегодня десятки тысяч юристов, но 90% из них не смогут работать по специальности. Сейчас в сфере обслуживания заняты тысячи граждан с высшим образованием. Не нужно стесняться получать среднее специальное образование. Опыт самых передовых стран показывает, что выпускники спузов могут получать не меньше, чем юристы», — сказал Мадумаров.
Депутат подчеркнул, что необходимо не заниматься латанием законодательства отдельными отсылочными законами, а разработать цельный законопроект с единым подходом к образованию.
«Мы должны смотреть на этот блок комплексно. Фрагментарное образование разрушило цельность образовательной политики в нашем государстве», — сказал Мадумаров.
Он предложил разработать единый образовательный кодекс, который бы включал в себя дошкольное образование, школьное, высшее и научное.