Президент Алжира: мы ждем признания всех преступлений, совершенных Францией
Алжирцы ожидают полного признания всех преступлений, совершенных колониальной Францией, заявил президент Алжира Абдельмаджид Теббун 3 июня в интервью французскому еженедельнику Le Point.
Президент Теббун отметил, что в истории колонизации были «три болезненных шага» для Алжира, подчеркнув при этом, что признание своих преступлений для Франции должно стать формой покаяния.
Президент напомнил о начале колонизации, когда на протяжении 40 лет французские колонизаторы истребляли целые племена алжирцев. «Это был период ограбления, когда земли конфисковывались у алжирцев для раздачи европейцам», — отметил он.
Далее президент Алжира напомнил о событиях 8 мая 1945 года, когда после требований равенства прав и автономии народные выступления были жестоко подавлены (45 000 убитыми — прим. ИА Красная Весна) и, наконец, национально-освободительную войну (1954–1962 гг. — прим. ИА Красная Весна), когда алжирцы взялись за оружие, чтобы освободить свою страну.
Президент Теббун подчеркнул, что «все это не относится ни к поколению президента Макрона, ни к поколению некоторых французских интеллектуалов, которые безупречны», отметив, однако, что «признание этих фактов важно».
«Почему мы признаем, что пережили армяне, евреи, и не знаем, что произошло в Алжире?», — задался вопросом Теббун.
«То, что мы хотим — это умиротворенная, признанная память. Довольно этих побасенок о том, что до колонизации Алжир был terra nullius, куда цивилизация была привнесена», — заявил он.
По мнению президента Теббуна, как только обязательства будут урегулированы, это позволит наладить «прочную дружбу между двумя нациями», напомнив в этой связи, что бывший президент Алжира, «Хуари Бумедьене сказал Жискару (бывшему президенту Франции — прим. ИА Красная Весна), что мы хотим перевернуть страницу, но не разорвать ее. А для этого нужны поступки».
На вопрос о репарациях или компенсациях Франции, в частности, в деле о ядерных испытаниях на юге Алжира и их последствиях, президент Теббун заявил: «Мы настолько уважаем наших мертвых, что вопрос о любой финансовой компенсации был бы унизительным. Мы не нищий народ, мы гордый народ и почитаем своих мучеников».
В этой связи он призвал Францию «очистить места ядерных испытаний», отметив, что при этом работы по очистке полигона идет полным ходом, поскольку даже сегодня загрязнение приводит к жертвам.
«Пусть Франция возьмет на себя заботу о жертвах ядерных испытаний. Мир мобилизовался на Чернобыль, в то время как ядерные испытания в Алжире вызывают мало реакции. Однако они происходили под открытым небом и в непосредственной близости от людей», — напомнил президент Теббун.
Говоря о докладе Бенджамина Стора о колонизации, президент подчеркнул, что Стора является респектабельным историком, который никогда не был заподозрен в предвзятости. Теббун уточнил при этом, что «он написал доклад для своего президента, но не для нас».
Сравнивая инициативы бывших французских президентов с тем, что сегодня сделал Эммануэль Макрон, Теббун признал, что «последний был самым дальновидным».
Президент Теббун также отметил, что если Алжир и Франция «не смогут заложить прочные мосты между двумя странами под председательством Макрона, это никогда не произойдет, и наши страны всегда будут поддерживать взаимную ненависть».
На вопрос о его настоянии на «признании, а не покаянии» президент Теббун ответил: «признание-это форма покаяния».