Узбекский мигрант не доехал из Санкт-Петербурга до террористов в Сирии

Изображение: Владимир Чичилимов © ИА Красная Весна
Наручники
Наручники

Заключение под стражу в СИЗО-6 УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленобласти до 20 января — такую меру пресечения избрал Невский районный суд Санкт-Петербурга в отношении мигранта, обвиняемого по статье «Приготовление к участию в деятельности террористического сообщества», 22 ноября сообщает Объединенная пресс-служба судов города.

По версии следствия, обвиняемый Джасурбек Юлдашев, 26-летний гражданин Узбекистана, в период с апреля по 9 ноября решил примкнуть к террористической организации «Катиба Таухид валь-Джихад» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в Сирии. Для этого он накопил 50 тыс. рублей, нашел покупателя на ненужные более личные вещи (собирался выручить 8 тыс. рублей), через социальные сети и мессенджеры нашел анонимного пособника и с помощью последнего выбрал путь следования в Сирию через Украину. Пособник обещал помочь добраться до перевалочного пункта и определиться в тренировочный лагерь террористов.

Выполнить задуманное несостоявшемуся террористу помешало решение о депортации, которое в отношении него приняло ГУ МВД по Санкт-Петербургу. Мигранта 9 ноября взяли под стражу и поместили по решению суда до выполнения депортации в красносельский Центр временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ № 1). Ровно через неделю, на протяжении которой он находился в ЦВСИГ № 1, 21 ноября на Юлдашева завели уголовное дело, рассмотренное на следующий день в суде.

Следствие ходатайствовало о заключении обвиняемого под стражу на время следствия, так как он не привязан ни к семье, ни к месту временного проживания (чей адрес не помнил), а на свободе мог бы склонять граждан к участию в террористической деятельности.

На судебном заседании обвиняемый и его защитник не возражали против ходатайства следствия о заключении под стражу. Обвиняемый не отрицал своей причастности к преступлению.

Напомним, что, по Уголовному кодексу РФ, участие в террористическом сообществе наказывается сроком от пяти до десяти лет с возможным наложением штрафа.

Отметим, что террористическая организация «Катиба Таухид валь-Джихад» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) известна в России только тем, что на нее следствием была возложена ответственность за теракт 3 апреля 2017 года в метро Санкт-Петербурга.

По оценкам экспертов, доля людей, удовлетворенных состоянием дел в межнациональной сфере в России, составляет в целом по стране 78%, на Северо-Западе — 76%. При этом не на все новые вызовы и риски удается адекватно отвечать.

Комментарий редакции

Как так получилось, что мигрант из Центральной Азии решил поехать из Санкт-Петербурга в Сирию для того, чтобы стать террористом? Зацепиться тут можно за название организации, куда он хотел вступить.

По информации французского Института по международным отношениям (IFRI), организация «Катиба Таухид валь-Джихад (Батальон единобожия и джихада)» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) была основана в 2014 году этническим уйгуром и гражданином Кыргызстана Сирожиддином Мухтаровым (известным также как Абу Салох). В сентябре 2015 года она была включена в группировку Джебхат Фатх аш-Шам (организация, деятельность которой запрещена в РФ), которая ранее была известна как Джебхат ан-Нусра (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и являлась союзником Аль-Каиды (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в Сирии.

К февралю 2017 года группировка Мухтарова стала главным действующим формированием Джебхат Фатх аш-Шам (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в Сирии, но при этом не откинула свою цель по организации джихада в Центральной Азии. В этом регионе она известна, в частности, тем, что 9 сентября 2016 года Госкомитет нацбезопасности Кыргызстана именно ее объявил причастной к теракту 30 августа 2016 года в посольстве Китая в Бишкеке.

Мы видим, что этот Батальон собрался вокруг идеи джихада в Центральной Азии в ее радикальном исламистском исполнении, а действует и набирается опыта в Сирии, где обстановка гораздо менее стабильная. Мигранту из Узбекистана, интересующемуся радикальным исламизмом, он мог быть известен из соседства страны с Кыргызстаном. Этому же мигранту, осевшему в Санкт-Петербурге, этот Батальон определенно стал более известен из-за теракта в санкт-петербургском метро 3 апреля 2017 года.

В России, после теракта в санкт-петербургском метро, этот Батальон признан террористической организацией 6 июня 2017 года. ФСБ внесла ее в список запрещенных под номером 27, под названием «Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад» (организация, деятельность которой запрещена в РФ).

Мигранту, не нашедшему себя в жизни (косвенный признак — слабая связь с семьей) и склонного к идеям радикального исламизма (возможно, из-за недостаточного уровня образования), поездка в Сирию для вступления в террористическую организацию не кажется чем-то невозможным, тем более если эта организация успешно себя показывает на фронте (в Сирии) и говорит о войне за справедливость у него на родине (в Центральной Азии). Война в мирной стране при этом ведется неявным, диффузным способом, без четкой линии фронта, отдельными ячейками.