Госкомиссия не исключает саботаж при подготовке «Союза-ФГ» к запуску
Версия преднамеренного воздействия на узлы конструкции не исключается комиссией по расследованию аварии ракеты-носителя «Союз-ФГ», 15 октября сообщил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.
Госкомиссия, которая расследует причины аварии ракеты, в числе прочих рассматривает и версию, согласно которой несработавший в полете пирозамок на одном из боковых блоков первой ступени был либо некачествено проверен, либо преднамеренно выведен из строя.
«Установлен факт несрабатывания пирозамка, открывающего клапан бака окислителя, истекающими газами из которого боковой блок ракеты уводится от центрального. Однако причины этого не ясны», — сообщил агентству собеседник в космической отрасли.
По мнению специалиста, имя которого не разглашается, возможны три варианта причин такого развития событий: либо не был проведен должным образом предстартовый контроль, либо неисправность носит такой характер, что существующая методика проверок не в состоянии ее выявить, и тогда требуется разработка дополнительных методик контроля, либо авария могла быть следствием саботажа. Последний вариант рассматривается Госкомиссией наравне с остальными.
Напомним, 11 октября при старте ракеты-носителя «Союз-ФГ» с космическим кораблем «Союз МС-10» возникла аварийная ситуация. Члены экипажа космонавт «Роскосмоса» Алексей Овчинин и астронавт NASA Ник Хейг совершили посадку в спускаемом аппарате корабля на территории Казахстана.
Согласно результатам предварительного анализа данных телеметрии, возможной причиной аварии стала задержка отделения одного из боковых блоков первой ступени и его последующее соударение с центральным блоком. В настоящее время до выяснения причин аварии все запуски ракет-носителей семейства «Союз» приостановлены.
Напомним также, 11 октября специалист космической отрасли в беседе с корреспондентом ИА Красная Весна назвал человеческий фактор одной из наиболее вероятных причин аварии, которая произошла с ранее неоднократно проверенным и отработанным в полете узлом конструкции.
Заметим, что первая в истории российской пилотируемой космонавтики авария, которая случилась на этапе выведения, совпала с периодом серьезных кадровых перестановок в руководстве отраслевых предприятий, начатой с приходом на пост главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина.