Бывший начальник мемориального вокзала на Ленинской: больно смотреть на это
Выездную проверку объекта культурного наследия мемориального вокзала на ст. Ленинская в Московской области провели участники инициативной группы 24 декабря, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
В числе участников проверки были представители движений «Суть времени» и «Архнадзор», депутат Совета депутатов муниципального образования г.п. Горки Ленинские Михаил Серяпов, местные жители и корреспонденты ИА Красная Весна.
Почетным участником мероприятия была Лидия Михайловна Лобачева, последний начальник станции Ленинская. «Больно смотреть на это. Я передавала станцию в хорошем состоянии, всё было в рабочем и достойном виде», — с нескрываемым волнением сказала она, глядя на то, в каком состоянии находится вокзал.
Проверка была проведена в связи с нежеланием Главного управления культурного наследия Московской области оперативно реагировать на срочный сигнал о причинении вреда памятнику культуры. В ответ на заявление инициативной группы о проведении незаконных строительных работ на территории мемориального вокзала, начальник ГУКН МО Валерия Березовская пообещала гражданам организовать «внеплановое выездное мероприятие по государственному контролю (надзору) за состоянием, указанного объекта в январе 2018».
«По печальному опыту мы уже знали о готовности ОАО „РЖД“ безжалостно уничтожать памятники культурного наследия. А также о способности этого ведомства действовать очень оперативно, игнорируя даже постановления суда. И раз государственные чиновники не способны исполнять свои прямые обязанности и обеспечивать охрану памятника, то мы решили взять эту работу на себя», — заявил координатор гражданской инициативной группы.
В ходе проверки были обнаружены многочисленные нарушения. «Нас сразу поразила распахнутая настежь дверь, ведущая внутрь станции. Рядом валялась вырванная ручка замка. Внутри станции мы увидели настоящий погром: строительное оборудование, мусор, груда железных конструкций. Людей внутри помещения обнаружить не удалось, хотя кассир сказала нам, что на территории вокзала проживают рабочие, которые ремонтируют здание», — сообщает другой представитель инициативной группы.
Кроме того, при обходе Ленинской, на внешней террасе станции был зафиксирован обвал потолка, произошедший уже после последнего ремонта здания мемориального вокзала. Принимая во внимание, что ремонт объекта культурного наследия проводился без разрешения государственного надзорного органа, можно предположить, что именно неквалифицированные работы несертифицированных «реставраторов» привели к обрушению кровли. «Проводить внешнюю отделку здания зимой, в декабре? Можно, конечно, но только в том случае, если вы хотите быть уверенным, что весной все отлетит. При такой температуре штукатурка не сохнет, а замерзает! Это знает каждый мало-мальски толковый специалист», — ответил по телефону на вопрос участников инициативной группы строитель с многолетним опытом работы.
Оценив серьезность вреда, причиненного объекту культурного наследия и осознав необходимость пресечь дальнейший разгром, граждане обратились в полицию. Наряд приехал оперативно и отнесся к проблеме серьезно. «Сотрудники полиции, прибывшие на место, провели осмотр здания и проверку документов у тех рабочих, которых удалось застать на территории объекта, а также открыли одну из комнат, в которой по показаниям очевидцев, проживали рабочие. В ней обнаружили самодельную электрическую плитку, валяющиеся прямо на полу рваные матрасы, кучу строительных инструментов. Еще мне бросилась в глаза оголенная электропроводка. Сотрудники полиции пообещали связаться с нами и вызвать для дачи показаний», — делится очевидец событий с корреспондентом ИА Красная Весна.
Помимо масштабного ущерба, которое ОАО «РЖД» причинило непосредственно зданию вокзала, ведомство железных дорог решило приняться и за близлежащую территорию, входящую в мемориальный ансамбль. «А что же они сделали с нашими липами? От прекрасных деревьев остались одни стволы! Зачем они их так обрезали?», — не смогла удержаться от крика последний начальник вокзала, увидев то, что осталось от некогда пышного ландшафтного парка — прежней гордости всех работников Ленинской. Девятнадцать деревьев были обрезаны самым непрофессиональным способом. Липы были посажены на территории вокзала по специально разработанному плану и являлись неотъемлемой частью объекта культурного наследия.
Уже в завершении осмотра, прямо на глазах участников инициативной группы, по ступеням мемориального вокзала проехали на квадрацикле пара человек. Догнать их не удалось. По свидетельству очевидцев, было видно, что такая езда — их обычное развлечение.
«Ущерб, который своими намеренными действиями ОАО „РЖД“ нанесло очередному культурному достоянию невозможно измерить!» — подвел печальный итог проверки координатор инициативной группы.
Напомним, что ОАО «РЖД» достались в наследство от Советского Союза сотни красивейших исторических зданий: депо, водонапорные башни, вокзалы, служебные постройки. Многие из них были созданы выдающимися зодчими: Константином Тоном, Львом Кекушевым, Илларионом Ивановым-Шицем, Александром Бенуа, Алексеем Щусевым. Однако ОАО «РЖД» отнюдь не дорожит полученным.
Вопиющая деструктивная деятельность ОАО «РЖД» по отношению к культурно-историческому наследию России нашла отражение в проведенной в конце 2013 года общественным движением «Архнадзор» и Московским союзом архитекторов выставке «Потерянная магистраль. Российские железные дороги 2003-2013». В экспозиции были представлены примеры сносов Веерного депо в Москве, вокзала в Войсковицах Ленинградской области, подмосковной платформы Ильинское — последнего дачного вокзала России; безграмотной реконструкции и искажения исторического облика вокзала станции Кипрево во Владимирской области, многочисленные постройки Московской окружной железной дороги; сгоревших вокзалов (например, Калязин Тверской области, платформа Курорт в черте Санкт-Петербурга); заброшенных зданий, какими являются практически все водонапорные башни, и бесчисленных владений ОАО «РЖД», находящихся под угрозой уничтожения.