Давно потерянный «Золотой остров» всплыл в индонезийской реке

Изображение: (сс) Gary Todd
Бронзовая Кунда. Национальный музей Таиланда, Бангкок.
Бронзовая Кунда. Национальный музей Таиланда, Бангкок.

Артефакты из давно потерянного древнего малайского царства Шривиджая или «Золотого острова», как его называют, обнаружили археологи в реке Муси недалеко от города Палембанга на острове Суматра в Индонезии, 1 ноября сообщает Live Science.

Водолазы, исследующие илистое дно реки Муси, подняли сотни статуэток, храмовых колоколов, инструментов, зеркал, монет и керамики. Они нашли золотые рукояти мечей и кольца с золотом и рубинами, резные кувшины, кувшины для вина и флейты в форме павлинов.

Все эти сокровища указывают на то, что ученые обнаружили затерянный город Шривиджая, некогда богатый и могущественный порт на океанском торговом пути между Востоком и Западом. Царство Шривиджая контролировало Малаккский пролив между серединой 600-х и 1025 годами, когда война с индийской династией Чола сломила власть города.

Официальные археологические раскопки никогда не проводились в реке или вокруг нее, однако известно, что многие артефакты из нее продаются частным коллекционерам на мировом рынке древностей.

«Мы начинаем с нуля, — сказал морской археолог Шон Кингсли. — Это все равно, что войти в музейное крыло, и оно совершенно пустое. Люди не знают, какую одежду носили жители Шривиджайи, каковы были их вкусы, какую керамику они любили есть, ничего. Мы ничего не знаем о них ни при жизни, ни после смерти».

Предыдущие археологические исследования в окрестностях Палембанга, недалеко от того места, где когда-то находилась Шривиджая, выявили лишь небольшие намеки на некогда богатый порт.

Признаки того, что река Муси может хранить секреты Шривиджайи, впервые появились в 2011 году, когда строители начали выкапывать песок из Муси для крупных строительных проектов. Вместе с песком появились сверкающие артефакты, которые побудили многих местных рабочих и рыбаков заняться подводным плаванием.

По данным профессора Джона Миксича из Национального университета Сингапура, артефакты включали бронзовые статуи Будды, стеклянные бусы, штампы, используемые для печати слов на глине, и весы, которые, вероятно, использовались торговцами.

Согласно австралийскому отчету за 2019 год, в период с 2011 по 2015 год на рынке антиквариата в Джакарте появилось огромное количество артефактов, вероятно, относящихся к периоду расцвета Шривиджаи.

Археологи отметили, что продажа древностей по частям лишает их контекста, что затрудняет их изучение. Но в отсутствие систематических академических или правительственных усилий по защите этого места, тем не менее, некоторые артефакты были скуплены преданными коллекционерами, которые пытались сохранить их вместе.

По словам Кингсли, существуют серьезные препятствия для систематических раскопок реки Муси, так как в 2010 году правительство Индонезии ввело мораторий на подводную археологию. Однако он отметил, что, к сожалению, мораторий не защитил артефакты реки Муси.

«Рыбаки не прекращают ловить рыбу и не прекращают делать находки, — сказал он. — Только теперь еще более маловероятно, чтобы они сообщали о находках властям. Так что подводная археология уходит в подполье, а черный рынок процветает».

Возможно, правительству или богатому коллекционеру еще не поздно вмешаться и скупить артефакты для музейной экспозиции, сказал Кингсли, сохранив последние остатки этого исчезнувшего мира богатства и роскоши. «Это последняя великая потерянная цивилизация, о которой никто не слышал, — сказал он. — Есть обязательство спасти его от забвения».