Ученые исследовали, как формируется личность у первенцев и младших детей
Уже более ста лет не утихают споры о том, помогает ли порядок, в котором дети появляются на свет, формировать личность. В последнее время превалировало мнение о том, что существует мало доказательств наличия значимых различий. Но в публикации журнала Proceedings of the National Academy of Sciences психологи пошли на попятную и утверждают, что эффект все-таки есть, пишет 24 декабря газета The Guardian.
В ходе одного из крупнейших исследований, когда-либо проводившихся по порядку рождения, размеру семьи и личностным особенностям, канадские ученые собрали данные более чем 700 000 добровольцев и обнаружили, что в среднем дети среднего возраста набирают больше баллов, чем их братья и сестры, по признакам, которые считаются важными для сотрудничества.
Показатели по тем же чертам характера также были выше в семьях с большим количеством детей, что позволяет предположить, что у людей может с большей вероятностью развиться склонность к сотрудничеству, когда они воспитываются в большой группе.
Разница невелика, но Майкл Эштон и Кибом Ли, профессора психологии Университета Брока в Онтарио и Университета Калгари в Альберте, считают, что они опровергают идею о том, что порядок рождения и количество детей, воспитываемых вместе, не оказывают существенного влияния на личность.
Исследователи размышляли о влиянии порядка рождения на протяжении более ста лет, напоминает газета. В 1874 году ученый-эрудит Фрэнсис Гальтон, младший из девяти братьев и сестер, собрал данные о группе английских ученых и обнаружил, что большинство из них были первенцами. Он подозревал, что старшие дети получали больше внимания от своих родителей, что способствовало их интеллектуальному росту.
Десятилетия спустя австрийский психолог Альфред Адлер утверждал, что первенцы часто бывают добросовестными и ответственными, в то время как младшие могут стать независимыми и творческими, поскольку ищут способы выделиться. Средних детей он считал миротворцами, хотя другие считали их «забытыми детьми», на которых часто не обращают внимания.
Предыдущие исследования показали, что первенцы немного умнее поздних детей, и канадское исследование также подтвердило это. Но исследователи заметили и другие различия. Люди, у которых было больше братьев и сестер, как правило, выше оценивали две черты, связанные с сотрудничеством, а именно — доброжелательность и скромность. Дети среднего возраста, казалось, получили дополнительный толчок, набрав немного больше баллов, чем первенцы и младшие братья и сестры.
Результаты исследования показывают, что если бы единственный ребенок и человек из семьи из шести человек были выбраны случайным образом, то с вероятностью 60% более сговорчивым оказался бы последний.
Хотя количество братьев и сестер является основным фактором, определяющим черты личности, порядок рождения также имеет значение. «Эти различия в значительной степени объяснялись влиянием размера семьи, — отмечает Эштон. — Однако различия в порядке рождения не могут быть полностью объяснены размером семьи, что указывает на то, что порядок рождения также оказывает небольшое влияние на личностные качества, связанные с сотрудничеством, при этом у средних и младших по возрасту они больше развиты, чем у старших».