Быстро сокращающаяся церковь Нидерландов вызывает выгорание священников
Растущая рабочая нагрузка, слияние приходов и закрытие церквей вызывают стресс у приходских священников в Нидерландах, а иногда приводят к тому, что духовенство чувствует себя перегруженным и эмоционально выгоревшим. Об этом 9 декабря сообщает голландский католический еженедельник Katoliek Nieuwsblad.
По данным издания, представители нескольких голландских епархий признают наличие проблемы, но они отрицают рост выгорания среди своих священников.
Нидерланды — одна из наиболее секуляризованных стран Европы, и в течение многих лет число практикующих католиков в стране резко сокращалось.
В настоящий момент около 3,5 миллиона номинальных католиков все еще проживают в стране с населением 17,5 миллионов человек, но число активных прихожан церкви упало с почти 400 тыс. до менее чем 100 тыс. только за последние два десятилетия, согласно данным Института KASKI при Неймегенском университете.
Вследствие этого в семи епархиях Нидерландов в последние годы идет радикальный процесс слияния приходов и закрытия церквей. Это вызывает волнения среди прихожан, но этот процесс также наносит тяжелый психологический урон священникам.
В недавнем выпуске Katoliek Nieuwsblad были опубликованы интервью с несколькими священниками, пережившими эмоциональное выгорание. Общим знаменателем в их историях является высокая рабочая нагрузка из-за слияний приходов и ощущение того, что в результате закрытия церквей их сделали козлами отпущения.
«Здесь так много негатива», — сказал отец Эжен Йонгерден, приходской священник в Амстелвене, городке недалеко от Амстердама.
«Люди говорят мне: „Вы собираетесь закрыть нашу церковь!“ Нет, это то, что мы делаем вместе. Но в их восприятии я — разгневанный менеджер, который должен закрывать дела по приказу епископа», — поясняет он.
«Когда церковь приходится закрыть, вы думаете: „Я сейчас подведу всех этих людей“», — добавляет о. Дэвид ван Дейк, священник из Реуселя, деревни на юге Нидерландов.
«Из-за этого у меня были бессонные ночи в течение нескольких месяцев. У среднестатистического священника здесь такая насыщенная повестка дня. Я был обеспокоен. В какой-то момент я был так занят, что мама сказала: „Поскольку ты священник, мы с тобой почти не видимся“. Моя мать была права. Приход занял всю мою жизнь», — рассказал ван Дейк.
Священник также должен быть осторожен, чтобы не попасть в ловушку негатива, добавил он.
«Я человек, и если я не могу перезарядить свою человеческую батарею, то я ничего не могу сделать для других людей. Конечно, священники должны быть доступны, но в обычном порядке. Теперь я знаю: я не человек-стиральная машина», — горько шутит ван Дейк.
Пандемия COVID-19 оказала дополнительное давление на духовенство. С одной стороны, из-за возросших пастырских забот, а с другой, из-за того, что пандемия еще больше ускорила снижение посещаемости церкви и финансовые проблемы, как показало более раннее расследование.
Опрос в семи голландских епархиях показывает, что психологические проблемы священников признаются, но в то же время представители отрицают рост числа выгораний. Большинство епархий не могут или не хотят назвать конкретные цифры из-за конфиденциальности.
В голландском обществе в целом число выгорающих людей растет. Недавнее исследование исследовательского центра TNO показывает, что в 2022 году от симптомов выгорания страдали 1,6 миллиона человек в Нидерландах, это около 20% всего работающего населения. В 2021 году таковых насчитывалось 1,3 миллиона.
Голландские епархии не могут подтвердить, что такое увеличение наблюдается и среди церковного персонала. Стресс среди священников и других служащих пасторства «реален», признал Марк де Конинг, представитель Бредской епархии, «но то же самое было и 30 лет назад».
Однако церковные чиновники признают, что процесс слияния приходов и закрытия церквей предъявляет новые требования к священникам, к которым они не всегда хорошо подготовлены.
«Священники по своей природе привыкли обращаться с людьми пастырски», — сказал Матеу Бемельманс, представитель Рурмондской епархии. «Но иногда им как „менеджерам“ приходится принимать трудные решения».