Астероид Дидим забрасывает камни в космос

Изображение: lmencos, pixabay, cc0
Астероиды

Новые данные об астероидной системе Дидим — Диморф опубликовали зарубежные астрономы, сообщает 19 марта специализированный сайт «Астроньюс».

Астероид Диморф прошлой осенью стал объектом космического эксперимента в ходе которого миссия NASA «DART» изменила его орбиту.

Перед столкновением с Диморфом DART собрал сведения о системе Дидима.

В частности зонд DART собрал новую информацию о динамике пары астероидов Дидим — Диморф.

Проанализировав полученные данные, ученые утверждают, что Дидим активно выбрасывает свой материал в космос.

Астероид, как оказалось, довольно быстро вращается и совершает один полный оборот каждые 2 часа 16 минут. Согласно недавнему препринту исследования, опубликованному на arXiv, Дидим находится практически на грани стабильности.

На экваторе небесного тела, где воздействие вращения наиболее сильно, камни и пыль способны отрываться от поверхности астероида, левитируя или даже перемещаясь на орбиту вокруг него.

«Массивные частицы грунта левитируют некоторое время, приземляются на поверхность и снова взлетают, повторяя такие циклы снова и снова, или просто падают на широтах, с которых дальнейший взлет невозможен», — пишут авторы.

Некоторые из таких «летающих камней» достигают орбиты, и часть из них, способна осесть на спутник Дидима — Диморф. Мелкие частицы вообще могут покинуть систему двух астероидов.

Чрезмерно быстрое вращение Дидима — и других подобных ему астероидов — является феноменом, работающим на энергии Солнца.

Дидим и Диморф находятся под влиянием эффекта YORP, показывающем, что Солнце нагревает разные части астероида до разных температур в зависимости от их отражающей способности. Это тепло позже излучается, создавая тягу. Тяга мала, она дает крошечный эффект, но он накапливается со временем и в конечном итоге может вращать астероид все быстрее и быстрее.

Астрономы даже видели, как астероиды разрывались на куски из-за этого эффекта, например, астероид P/2013 R3 в 2013 году.

Дидим вряд ли в ближайшее время встретит столь драматичный конец. 97% частиц, которые поднимаются с его поверхности, приземляются обратно в течение пяти часов. Однако эту особенность нужно взять на заметку создателям новых космических миссий, чтобы избежать повреждений зондов, проходящих мимо таких астероидов.