Сенатор о скандале в Третьяковке: в Россию гонят западный «арт-отстой»

Франсиско де Гойя. Шабаш ведьм. 1789
Франсиско де Гойя. Шабаш ведьм. 1789
Франсиско де Гойя. Шабаш ведьм. 1789

Скандал вокруг будущей выставки в Третьяковской галерее, возглавляемой Зельфирой Трегуловой, стал результатом попытки превращения России в платформу для западного «арт-отстоя», заявил российский сенатор Алексей Пушков 7 октября в своем Telegram-канале.

В середине ноября в галерее планировалось проведение выставки под названием «Многообразие / Единство. Современное искусство Европы», в которой должны были быть представлены работы 90 художников из 35 стран. Однако в ходе согласования в Минкульте разгорелся скандал из-за содержания работ. Так, например, в выставку была включена серия «Русский финал», а также множество изображений разных перверсий.

Организаторы заявили, что мероприятие состоится под патронатом президента РФ Владимира Путина, инициатором выставки выступил немецкий фонд, возглавляемый Вальтером Смерлингом. Содержание выставки вызвало волну возмущения российской общественности.

По мнению Пушкова, подобные скандалы случаются из-за того, что «Россию пытаются превратить во вторичную платформу для западного арт-отстоя, который там уже не пользуется спросом, ибо — срок годности вышел».

Он отметил, что таким же образом «некогда мировой гигант пищевой индустрии гнал в страны „третьего мира“ чудовищно просроченное сухое молоко для грудничков». Точно так же в 1990-е годы в Россию направляли просроченную и некондиционную продукцию «под провинциальные мантры Гайдара „все купим за границей“».

Однако, подчеркнул сенатор, за границей тоже есть разное искусство. Есть полотна Эль Греко и Танги, а есть «похабненькие симулякры, на которые продолжают покупаться наши неизбывно вчерашние, так и пребывающие в своих непреодоленных комплексах перед западным „многообразием“».

Обратим внимание, что это не первый скандал в Третьяковской галерее за время руководства Трегуловой. Эксперты отмечают целый ряд экцессов: повреждение картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», кража картины Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым», размещенный перед картиной Александра Иванова «Явление Христа народу» арт-объект «Ветка», затопление помещения галереи, «романтизирующая» чеченских террористов демонстрация картины «Между случайностью и необходимостью» уроженца Грозного Алексея Каллимы. В связи с этим эксперты задаются вопросом о том, какова компетенция Трегуловой и каковы цели ее политики.