Две трети жителей РФ опасаются утечки данных из цифрового портфолио — ВЦИОМ
Электронный сервис для хранения личных данных школьников ненадежен, считают 57% жителей России, согласно опросу ВЦИОМ, опубликованному 5 июля на интернет-портале организации.
Опрос жителей России, в семьях которых есть школьники, показал, что только 50% из них знают о цифровом портфолио ученика. При этом 20% респондентов заявили, что к идее создания электронного сервиса для хранения личных данных учеников относятся безусловно положительно, а 40% — скорее положительно. Затруднились с ответом 9% граждан, остальные ответили, что к цифровому портфолио относятся отрицательно.
Однако 57% опрошенных, имеющих в семье школьников, считают, что такой сервис не пригоден для хранения информации о детях. Они опасаются взлома и хищения данных, а также возможного доступа к ним посторонних лиц. Надежным этот сервис считают только 31% респондентов.
Опрос проводился по телефону, в нем участвовало 1600 жителей России.
Ранее, в июне 2021 года, был опубликован опрос АКСИО, посвященный внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС) в школы РФ. Только 37% опрошенных ответили, что знают о ЦОС, но 60% из них отрицательно отнеслись к ЦОС. Среди тех, кто о ней не знает, 52% относятся к внедрению ЦОС положительно.
Напомним, на проходившем в июне Петербургском экономическом форуме вице-президент Сбербанка Марина Ракова заявила, что качественное образование возможно только при индивидуальном взаимодействии педагога и ученика и поэтому оно будет носить эксклюзивный характер. В массовом образовании будут использоваться цифровые технологии, основанные на обработке больших баз данных.
Перед этим, 7 октября, министр просвещения РФ Сергей Кравцов сообщил, что в ЦОС будет отслеживаться «цифровая биография» ученика. Впоследствии он уведомил, что это электронное портфолио нужно для поступления в вуз.
9 декабря правительство РФ приняло постановление о проведении в регионах РФ эксперимента по внедрению ЦОС.
Опросы граждан России показывают, что как минимум половина из них не знает об уже идущем внедрении цифровой образовательной среды и создании баз данных на школьников. При этом чем больше люди не знают о ЦОС, тем более положительно к ней относятся. Похоже, что власть имущие сознательно держат людей в неведении о последствиях цифровизации школ.
Возможные утечки данных из цифрового портфолио являются далеко не самыми негативными последствиями внедрения ЦОС. Цифровизация массового образования приведет к постепенному уходу от традиционной формы обучения детей в школах к дистанционному. Однако в элитном образовании сохранится ведущая роль личного взаимодействия учителя и ученика. Такое разделение, хотя и будет обходиться дешевле для государства, в конечном итоге только усугубит социальное неравенство.