1. Культурная война
  2. Классическая музыка
Париж, / ИА Красная Весна

Был ли Равель единственным правообладателем на «Болеро»?

Уильям Сидни Маунт. Сила музыки. 1847
Уильям Сидни Маунт. Сила музыки. 1847
Уильям Сидни Маунт. Сила музыки. 1847

Французский суд должен вынести решение о том, было ли «Болеро», одно из самых известных классических музыкальных произведений в мире, написано Морисом Равелем в одиночку, и этот вердикт связан с большими финансовыми ставками, сообщает 28 июня агентство AFP.

Равель впервые представил «Болеро» в Парижской опере в 1928 году, и это сразу же стало сенсацией. Он умер 10 лет спустя, и его наследники зарабатывали миллионы долларов, пока в 2016 году не истек срок действия авторских прав и произведение не перешло в статус общественного достояния.

Во Франции авторское право обычно действует в течение 70 лет после смерти композитора, хотя в данном случае было добавлено несколько лет, чтобы компенсировать потери во время Второй мировой войны.

Со своей стороны, наследники Александра Бенуа, знаменитого сценографа, работавшего над оригинальной постановкой «Болеро», утверждают, что он с самого начала должен был быть признан соавтором, и требуют свою долю вырученных средств. А поскольку Бенуа умер в 1960 году, авторские права на «Болеро» были бы восстановлены и действовали бы до 2039 года.

В феврале юрист, представляющий интересы наследников Бенуа, заявил французскому суду, что «музыка „Болеро“ была создана специально для балета» и не должна рассматриваться как самостоятельное музыкальное произведение для оркестра.

Компания Ravel’s estate, отражающая мнение наследников Равеля, подтверждает утверждение о том, что это была «совместная работа» с российским сценографом. Делает она это не в последнюю очередь потому, что снова начала бы получать авторские выплаты. Заявители указывают на различные документы, в которых Бенуа назван соавтором музыки.

С другой стороны, Французское общество авторов, композиторов и музыкальных издателей (Sacem) заявляет, что подобные притязания основаны на «историческом вымысле». Sacem ссылается на официальное заявление, подписанное Равелем в 1929 году, в котором он назван единственным автором.

Адвокат Sacem сказал, что когда-то эти права в год приносили «миллионы и миллионы евро», однако в период с 2011 по 2016 год эта сумма сократились в среднем до 135 507 евро (12,5 млн руб.).