В 2017 году доля оправдательных приговоров в судах РФ снизилась
Снизилась доля оправдательных приговоров по уголовным делам, вынесенным в 2017 году российской судебной системой, 25 апреля сообщает РБК.
Общее количество рассмотренных судами уголовных дел снижается, но доля оправдательных приговоров падает еще быстрее и в 2017 году составила 0,2% от общего количества.
Всего осуждено 697,2 тыс. человек или 77,9%. По нереабилитирующим основаниям (амнистия, деятельное раскаяние, примирение, смерть подсудимого, истечение срока давности и т.д.) прекращено судопроизводство в отношении 183,7 тыс. человек или 20,5%. По реабилитирующим основаниям (непричастность к преступлению, отсутсвиес состава преступления, изменения в законе и пр.) — 12,3 тыс. человек или 1,4%. Оправданы судебным решением — 1600 человек или 0,2%.
В 2016 году на один оправдательный приговор приходилось 280 обвинительных, в 2017 эта цифра достигла 446 обвинительных приговоров.
«Система больше верит следствию, оперативным службам, ФСБ, сотрудники которой сопровождают дела до их судебного рассмотрения. Это обусловлено слабостью позиции адвокатуры, то есть адвоката в суде не слушают», — сообщил в интервью РБК бывший генеральный прокурор России Юрий Скуратов.
«Если дело до суда не дошло, то это показатель отрицательного качества следствия. А если суд, получив дело, не сумел вынести обвинительный приговор, который устоял бы [в апелляционной инстанции], то это значит, что суд плохо работает», — РБК приводит слова советника председателя Конституционного суда Тамары Морщаковой.
«Ничтожно малый процент оправдательных приговоров свидетельствует о том, что судьба обвиняемого в совершении преступления решается еще на этапе следствия», — отметил управляющий партнер адвокатского бюро «Деловой фарватер» Роман Терехин.
Напомним, справедливость судебной системы подвергается критике в среде эспертов, судей в отставке, а так же граждан России. Так, 19 апреля бывший судья Цильнинского народного суда Ульяновской области Борис Межеумов заявил: «Раньше суд был народным, а сегодня даже название „народный“ не фигурирует ни в одном из документов. Я за свою многолетнюю практику объездил всю Ульяновскую область. Практически в каждой деревне я побывал. Дело в том, что судьи были обязаны отчитываться перед народом за проделанную работу, и поэтому я периодически выступал перед жителями разных поселений в клубах. Кроме того, я вел разные просветительские лекции от общества „Знание“, выступал перед работниками прокуратуры и милиции. Сегодня же судьи не высовывают носа из своих кабинетов». Полное интевью в статье: Чья воля, того и право: о судебной системе в России.