Немецкие СМИ: фотомодель на кресте — искусство или богохульство? Реклама!
Богохульственная рекламная акция лотереи с участием фотомодели, позирующей на кресте, получила широкое освещение немецких СМИ 13 декабря, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Фотомодель София Томалла опубликовала в своем аккаунте на сервисе Instagram постановочный снимок, на котором она стоит в полуобнаженном виде и раскрепощенной позе на фоне большого креста с привязанными к кресту руками и ногами, имитируя распятие Христа.
«Это рекламная акция лотереи со слоганом „Теперь рождество еще красивее“», — комментирует акцию газета Bild. «Это не искусство. Это безвкусно и глупо. Другие художники обходились с нарушением табу куда умнее. Это низко, когда какая-то фирма полагает, что рекламировать можно только оскорблением религиозных чувств», — раскритиковал акцию президент Центрального комитета немецких католиков (ЦКНК) Томас Штернберг в этом же издании.
Hamburger Morgenpost отмечает, что в Рождество Иисус родился, а распяли его в Страстную пятницу на пасху, и устроители акции все перепутали. Большинство из более чем 20 немецких изданий, перепечатавших скандальный снимок, опубликовали также и другие фотографии модели. Кроме этого, немецкая пресса также обращает внимание и на реакцию пользователей Instagram.
Издание tz задается вопросом «это искусство или уже богохульство?» и печатает комментарии возмущенных пользователей Instagram: «Безвкусица... Стыдись...», «По-моему, провокативное искусство — это хорошо, но в этом случае это безвкусно. Извини, но это неприемлемо», «Отвратительно, самое дно». Издание не приводит комментарии людей, которым понравилась акция, однако указывает, что они были, и называет реакцию пользователей в итоге неоднозначной. Газета Berliner Zeitung предупреждает читателей, что комментарии пользователей касательно этой акции не всегда безобидны, например: «Тебе идет. Может следует тебя по-настоящему пригвоздить».
Напомним, что Рождество в Германии является государственным праздником, его празднование поддерживается предоставлением трудящимся двух выходных дней вне зависимости от конфессии. За месяц до Рождества повсеместно открываются рождественские рынки, на которых можно приобрести атрибутику рождественского празднества или мелкие подарки. При этом религиозная символика широко используется в маркетинговых целях торговыми компаниями.
Коммерческое использование религиозных символов оказывает деструктивное влияние на их значение и на людей, для которых эти символы обладают ценностью. Однако помимо использования государственных и религиозных символов для зарабатывания денег, они зачастую целенаправленно подвергаются дискредитации. Атаки на символы могут быть осуществлены посредством публичного уничтожения предметов, носящих символическое значение, запретом на публичное использование символа (например, на ношение креста), а также созданием предметов или изображений, обладающих дискредитирующим символ содержанием.
Подобные акции осуществляет, например, движение «Femen». Так, полуобнаженная активистка этого движения спилила бензопилой крест в Киеве в 2012 году. Ещё одним примером атак на символы является открывшаяся 11 декабря 2017 года в Москве выставка, уравнивающая с персонажами комиксов великих личностей из русской истории и сакральные религиозные символы.