Крупнейшие в мире базы научной литературы внедряют поиск на основе ChatGPT

Изображение: (сс0)
Библиотека, книги
Библиотека, книги

Диалоговый поиск аналогичный чат-боту ChatGPT внедряют базы данных рецензируемой научной литературы Web of Science, Scopus и Dimensions, 2 августа сообщило издание Nature.

По его данным, на днях голландский издательский гигант Elsevier представил 15000 подписчикам своей базы данных Scopus интерфейс с функциями искусственного интеллекта (ИИ) на базе ChatGPT, а британская фирма Digital Science объявила о закрытом испытании ИИ-помощника на основе большой языковой модели (Large Language Model — LLM) для своей базы данных Dimensions. Между тем, американская фирма Clarivate заявляет, что также работает над добавлением LLM-помощника в свою базу данных Web of Science.

Издание сообщает, что чат-бот Scopus AI от Elsevier, работающий на базе LLM GPT-3.5, в ответ на вопрос пользователя выдает краткий абзац по теме исследования вместе с ссылками на литературу и дополнительными вопросами для изучения.

ИИ-поиск от Digital Science так же, как и Scopus AI, использует GPT-модель от OpenAI, создавая сводный абзац на основе аннотаций наиболее отвечающих запросу статей.

Однако, авторы материала предупреждают о ненадежности LLM-помощников, поскольку чат-боты не понимают созданный ими текст.

«Они просто выплевывают стилистически правдоподобные слова. Их результаты могут содержать фактические ошибки и предубеждения и, как быстро обнаружили ученые, могут содержать несуществующие ссылки», — отмечает издание.

Другой проблемой внедрения интеллектуальных поисковиков названо распространение плагиата, так как пользователи могут просто копировать и вставлять написанные чат-ботом аннотации в свои собственные статьи.

Издание отмечает, что ИИ-помощники для научного поиска уже имеют компании Elicit, Scite и Consensus, работающие с бесплатными научными базами данных. Теперь ИИ добрался и до коммерческих гигантов.