Поставки очищенного неона не изменят роль РФ как сырьевого придатка. Мнение
Поставки на экспорт высокочистого неона не меняют роль России, как сырьевого придатка мирового рынка, считает обозреватель ИА Красная Весна Павел Колганов.
25 июля министр промышленности и торговли Денис Мантуров участвовал в открытии на базе МГТУ им. Баумана первой очереди производства высокочистого неона. По словам Мантурова на первом этапе планируется выпускать 70 тыс. м³ очищенного неона. В 2023 году ожидается расширение производства до 180 тыс. м³, что закрывает 25% мировых потребностей.
Неон с большим количеством примесей производится в результате очистки одного из компонентов сжатия и разделения воздуха. Такое производство является вспомогательным при выпуске стали, неон-гелиевая смесь — побочным или дополнительным продуктом.
Сырой неон содержит от 50% до 75% неона. В производстве микросхем, космической отрасли и оборонной промышленности нужен неон другой чистоты. Для космической отрасли смесь должна содержать от 99,888% неона, для производства полупроводниковых устройств — до 99,999% (чистота N6).
«Глубокая очистка неона является дорогостоящим и долгим процессом. Тем не менее, его поставки на экспорт не выходят за рамки выбранной Россией роли сырьевого придатка. Разве что теперь уже не только сырьевого придатка Запада, но и мирового рынка в целом», — считает обозреватель.
Он отметил, что собственное производство микроэлектроники в России развито слабо. В условиях мощнейшего экономического противостояния с Западом и политически зависимыми странами это производство необходимо.
Экспорт высокоочищенного сырья лучше, чем продажа за рубеж неочищенных материалов. Тем не менее, это всё та же роль сырьевого придатка глобального рынка в условиях его регионализации и отсечения от него России, считает Колганов.
Обозреватель также отметил, что производить высокочистый неон можно и в других странах. «В этом процессе нет огромной технологической пропасти, которую нужно преодолеть. Украина и Россия были важнейшими поставщиками чистого неона в силу низкой стоимости продукта, а не уникальности технологий», — заявил он.
Важно развивать собственные микроэлектронную и космическую отрасли. Это будет означать переход на рельсы экономической самостоятельности в критических отраслях, что жизненно необходимо для России, считает обозреватель.