Лидеры церкви выступили за свободу католического образования

Ян Стен. Школьный учитель
Ян Стен. Школьный учитель

Свободу католического образования во Франции на фоне многонедельных протестов после того, как государственный орган по надзору за школами уволил директора католической школы за «нарушение секуляризма», выразил архиепископ Парижа Лоран Ульрих. Об этом 17 октября сообщает UCA News.

Директор средней школы на юге Франции ввел исповедь во время школьных занятий и пригласил епископа поговорить с учениками, что было расценено как оскорбление школьного многообразия, несмотря на то, что школа была католической.

12 октября в интервью для Радио Нотр-Дам, станции архиепархии Парижа, архиепископ Ульрих заявил, что «мы должны иметь возможность проповедовать Евангелие в католических школах», добавив: «Есть люди, которые хотят заставить нас замолчать».

Католические школы обучают около 17% учеников во Франции. Из всех частных школ во Франции 95% являются католическими. Они работают в соответствии с соглашением 1959 года с французским государством, согласно которому они следуют той же программе обучения, что и государственные школы, и принимают детей всех вероисповеданий и происхождения. При выполнении этого условия государство выплачивает зарплату учителям католических школ, которые проверяются Министерством образования. Однако школы сохраняют свою католическую идентичность и могут предлагать уроки катехизации, если они не являются обязательными для всех учеников.

В течение 40 лет в этом отношении сохранялся относительно мирный статус-кво. Но за последние три года государственный контроль над католическими школами ужесточился. В январе большая группа представителей сектора государственного образования призвала правительство в ежедневной национальной газете Le Monde прекратить государственное финансирование католических школ.

Тема стала еще более напряженной в начале нового учебного года.

11 сентября директор католической средней школы в муниципалитете По был отстранен от должности местным органом образования. Кристиана Эспесо обвинили в «нарушении секуляризма», включая исповедь во время школьных занятий, изъятие из обращения книг, которые он счел «неподходящими» для детей, и приглашение местного епископа на конференцию, которую ученики старших классов должны были посещать.

Средняя школа Непорочного Зачатия, где Эспесо был директором, заняла первое место в регионе и четвертое место в национальном рейтинге Франции.

В заявлении от 13 сентября Управление католического образования епархии Байонны заявило, что «решение, которое мы считаем совершенно несоразмерным в свете фактов, в которых его обвиняют, ошеломило многих из нас».

Проблема быстро приобрела политическое измерение. Сенатор Макс Бриссон, бывший генеральный инспектор французского министерства образования, выступил с заявлением, в котором выразил протест против «решения академического руководства Национальной службы образования» как «полномасштабной атаки на католическое образование в целом» со стороны академического руководства, которое «подчинилось предписаниям большинства идеологических объединений, движимых воинствующим и искаженным видением того, что такое секуляризм в нашей стране».

19 сентября генеральный секретарь католического образования Филипп Делорм, дьякон, избранный на этот пост французскими епископами, последовал его примеру, осудив «нападки и непоследовательность» в отношении католических школ.

«Некоторые люди тратят много энергии на попытки разрушить то, что хорошо работает», — сказал он на пресс-конференции. «Я считаю государственный контроль законным и необходимым», — добавил Делорм. «Но нас контролируют с подозрением в незаконности, как будто они хотят нас прижать».

Делорм отметил, что «чем дальше мы продвигаемся, тем меньше у нас создается впечатление, что мы свободны и считаемся ассоциированными партнерами».

«Я призываю к законному, уместному и соразмерному контролю», — заявил генеральный секретарь журналистам. «Католическая школа предполагает, что ее образовательный проект не является нейтральным. … Это христианский образовательный проект, основанный на Евангелии, который родители выбирают, когда регистрируют своих детей, независимо от того, являются ли они христианами или нет».

«Ситуация беспрецедентна для Франции в религиозном плане», — заявил в интервью OSV News Филипп Годен, многолетний директор Государственного института изучения религий и секуляризма.

«Во Франции наблюдается огромный спад христианской религиозной практики. В то же время растет присутствие мусульман, которые громко заявляют о своей идентичности и своих требованиях. Это что-то новое. Поэтому государство пытается внедрить государственную политику, чтобы управлять всем этим», — отметил эксперт.

Напомним, в 2021 году во Франции был принят закон «против сепаратизма», инициированный президентом Эммануэлем Макроном, для усиления борьбы с радикальным исламизмом. Он расширил возможности государственного контроля над религиозными учреждениями — для предотвращения экстремизма. После принятия законопроекта в июле 2024 года Lycèe Averroès, ведущая мусульманская средняя школа Франции в Лилле на севере Франции, подозреваемая в попустительстве исламизму, лишилась государственного контракта.

«Поскольку есть опасения по поводу ислама, все подвергаются ограничениям, включая католические школы», — пояснил Годен. «С другой стороны, большая привлекательность католических школ вызывает зависть. Люди толкаются, чтобы попасть туда, включая мусульман. Если бы у католической церкви была свобода открывать больше школ, она бы их заполнила! Все это знают. Это крайне болезненно для светских школ», — сказал он.

«В XIX веке, когда церковь вернула себе место во французском обществе после Революции, она создала школы в местах, где не хватало образования», — сказал архиепископ Ульрих. «Приходские священники были озабочены не только обучением детей катехизису, но и обеспечением того, чтобы они получили (общее) образование. Это было до того, как школы были объявлены республикой светскими, бесплатными и обязательными».

«Не государство и не закон определяют „надлежащий характер“ католических школ», — отметил архиепископ Ульрих. «Это наша задача — определить это», — сказал он.

«Мы не говорим, что все должны приветствовать евангельское послание и стать верующими, но ученики должны иметь возможность услышать евангельское слово. … В этих школах также должна быть возможность создавать небольшие группы учеников-христиан, которые действительно хотят развивать свою христианскую веру, для занятий по катехизису, во внеурочное время, но, тем не менее, в то время, когда дети еще учатся в школе», — сказал архиепископ.

«Я не говорю, что это легко, потому что против этого есть давление»,  — заключил архиепископ Ульрих. «Но это то, что нужно сделать».