Матросы-грабители и благой Николай II — выставка в Эрмитаже
В Санкт-Петербурге прошел пресс-показ выставки «Зимний дворец и Эрмитаж. 1917. История создавалась здесь», 25 октября сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
В залах Невской анфилады Зимнего дворца будут представлены экспозиции, посвященные важнейшим событиям и деятелям революционного периода: Николаю II и его семье, участию России в Первой мировой войне и истории лазарета, развернутого в помещениях Зимнего дворца, благотворительной деятельности Романовых, экспозиция, посвященная аресту временного правительства и пр. Одна из экспозиций призвана рассказать о действиях солдат и матросов, разгромивших помещения после взятия Зимнего дворца.
Напомним, Государственный Эрмитаж подготовил масштабный проект «Штурм Зимнего», центральным событием которого и является выставка «Зимний дворец и Эрмитаж. 1917. История создавалась здесь». На пресс-конференции, посвященном ее открытию, директор музея Михаил Пиотровский заявил, что на выставке не будут даваться оценки революционным событиям и что зрители должны сами составить собственное впечатление.
В первую очередь бросается в глаза то, что акцент ставится на фигуре Николая II и Романовых, занимающихся благими делами, с одной стороны, и выставлением революционных солдат и матросов в образе варваров и грабителей с другой.
Предлагаем ознакомиться с некоторыми выдержками из пресс-релиза, распространенного пресс-службой Эрмитажа.
«Хранители музея защищали вверенные им сокровища — дежурили в музее сутками, так как не хватало охраны, отправляли коллекции в эвакуацию, не позволили забрать из музея экспонаты в угоду политическим играм новой большевистской власти. Но главное — начали претворять в жизнь идею превращения придворного музея в национальный».
То есть, по мнению составителей данного пресс-релиза, превращение музея в национальный проводилось не с подачи советской власти, а исключительно по инициативе сотрудников музея?
И далее.
«После ареста Временного правительства солдаты и матросы разбежались по Зимнему дворцу в поисках царского золота и драгоценностей, личные комнаты царской семьи были разгромлены».
Из всего многообразия масштабных революционных событий, дирекция музея решила сосредоточиться на неоднозначном, но вполне обычном для революций моменте: так сказать «экспроприации экспроприируемого».
Также отметим, что в отношении октябрьских событий в пресс-релизе применяется термин «октябрьский переворот».
После ознакомления с пресс-релизом возникает вопрос, как он соотносится со словами Пиотровского, заявившего о безоценочности выставки и возможности зрителей составить собственное впечатление о событиях того времени. Вполне очевидно, какое впечатление останется у посетителей, если события будут представлены в том виде, в котором их преподносит, подчеркнем, официальный пресс-релиз Эрмитажа.