Госпереворот или отставка президента в Боливии. Что произошло за одну ночь?
Тревожные события, происходящие сейчас в Боливии, начались еще 20 октября, сразу после переизбрания президентом этой страны Эво Моралеса — первого за последние 400 лет коренного жителя, ставшего правителем государства.
Оппозиция в Боливии не признала выборы, заявив о большом количестве фальсификаций, и потребовала отставки действующего президента. В стране начались массовые манифестации, организованные правой оппозицией при поддержке ряда зарубежных стран. Так, например, Нестор Коэн, исследователь Института стран Латинской Америки и Карибского бассейна, считает, что доставку протестующих в столицу Боливии Сукре оплачивал ряд чилийских компаний, управляемых гражданами США.
Организация американских государств (ОАГ) опубликовала доклад о проверке подсчета голосов, в котором поддержала оппозицию и призвала к проведению новых демократических выборов. Президент Венесуэлы Николас Мадуро назвал этот доклад ударом в спину Эво Моралесу, а саму ОАГ обвинил в том, что она уже 100 лет занимается переворотами в Латинской Америке.
10 ноября президент Боливии Эво Моралес заявил о своей отставке ради сохранения мира в стране и обвинил оппозицию в попытке государственного переворота. В своем обращении к народу президент заявил, что покидает свой пост в то время, когда страна имеет национализированную нефтяную промышленность и экономический рост в 4,5%.
Большое влияние на ситуацию в Боливии оказала поддержка оппозиции армией страны. 11 ноября командующий Вооруженными силами Боливии генерал Уильямс Калиман призвал президента страны Эво Моралеса уйти в отставку. Стало известно, что незадолго до этого армии поступил приказ о нейтрализации неуказанных вооруженных группировок, действующих вне законов страны.
Однако не все латиноамериканские страны поддержали правый переворот в Боливии. Кроме Венесуэлы в защиту Эво Моралеса выступили президент Кубы Мигель Диас-Канель, а также глава МИД Мексики Марсело Эбрард. Более того, мексиканские власти предложили бывшему президенту Боливии политическое убежище в их стране, но экс-президент Боливии отказался покидать родину.