«Вау!» Детский омбудсмен назвала ЦОС «прорывом в образовании»
Преимущество цифровой образовательной среды (ЦОС) безусловно, 27 января заявила детский омбудсмен в Вологодской области Смирнова Ольга на XVIII съезде уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, запись которого опубликована на сайте Общественной палаты РФ.
Съезд на тему «Государственная политика РФ в сфере реализации права ребенка на образование: приоритетные цели, задачи и перспективы их решения» проходил 26–27 января в онлайн-режиме. Омбудсмен выступила с докладом «Цифровая образовательная среда: инновации в обучении и риски для несовершеннолетних».
Она напомнила об указе президента России о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года и заявила, что прорыв в экономике невозможен без прорыва в образовании. «Если мы говорим о цифровой трансформации образования, то, конечно, эта работа — на многие годы. Она затрагивает все уровни образования и невозможна без деятельного участия учащихся, педагогов, работников управления, всех заинтересованных сторон, включая родителей, работодателей, политиков и представителей общественности».
«Преимущество цифровой образовательной среды безусловно. Если мы хотим развития нашей страны и экономической успешности — всё зависит от образования. Сегодня мы говорим, что это (ЦОС — прим. ИА КВ) прорыв в образовании», — уверена омбудсмен.
Смирнова сообщила, что «посмотрела много документов Высшей экономической школы, которые как раз описывают, какие инструменты будут задействованы, как они будут работать» и поделилась, что после этого испытывает «вау какие эмоции».
Особо впечатлили омбудсмена «доступ к самым современным ресурсам и возможность более гибкой, индивидуальной образовательной траектории для ребенка, особенно если это касается детей с проблемами в обучении».
Упомянула Смирнова и о том, что родители говорили ей о рисках, которые несет для детей ЦОС. Омбудсмен подробно перечислила негативные последствия, которые несет ЦОС, как для физического, так и для психического развития детей. Внимание в докладе было уделено и теме интернет-зависимости: «Всё чаще приходится сталкиваться с жалобами родителей, что ребенок не хочет общаться со сверстниками, с родными, всё свое свободное время проводит в соцсетях, отстраняется от жизни своей семьи, становится всё более безразличным, эмоционально холодным и опустошенным».
Омбудсмен назвала также социальные риски ЦОС: утрата таких социальных навыков, как умение соблюдать субординацию, трезво принимать критику, держать себя в руках, понимать настроение другого человека и сглаживать конфликты. Кроме того, подчеркнула Смирнова, под угрозой находится институт семьи: «В период обучения в школе подростки учатся общаться с противоположным полом, отрабатываются навыки полоролевого поведения. Все эти навыки могут быть утеряны, так как электронное пространство стирает эти социальные рамки. И конечно, огромные травмы наносит детям кибербуллинг».
Перечислив многочисленные риски, связанные с цифровой образовательной средой, омбудсмен резюмировала, что «прогресс сегодня не остановить, и внедрение цифровых образовательных технологий — оно должно быть, конечно, никто даже с этим не спорит, потому что дети должны получать современное образование, современное представление о том, что происходит в мире».
В то же время Смирнова объяснила, что «внедряя цифровую образовательную среду, мы должны минимизировать те риски, которые есть». «Прежде всего, необходимо проведение специальных исследований — медицинских, психологических — которые помогут выработать методические рекомендации и регламенты безопасного для здоровья использования ЦОС. Те же документы Высшей экономической школы тоже говорят о том, что таких исследований до сих пор не проводилось», — сообщила чиновница.
Она также заявила, что очень нужен «контроль за временем нахождения в интернет-пространстве как в образовании, так и дома».
Странным и абсолютно оторванным от действительности выглядит заявление детского омбудсмена о том, что никто не спорит с обязательностью внедрения ЦОС. Видимо, детский омбудсмен не слышала о сотнях тысяч родителей, протестующих против введения ЦОС по всей стране, и не приняла во внимание даже мнение родителей, которое цитировала.
А в ответ на заявление Смирновой о том, что нужна выработка методических рекомендаций и регламентов безопасного для здоровья детей применения ЦОС, сложно не вспомнить, что под внедрение этой среды в самом начале данного эксперимента над детьми были переписаны СанПиНы, согласно которым значительно увеличилось время разрешенного «безопасного» времяпрепровождения детей перед экраном гаджета.
Заявление же омбудсмена о необходимости контроля за временем нахождения ребенка за экраном в образовательном учреждении и дома выглядит не менее оторванным от реальности. Если в школе это еще хоть как-то возможно, то дома, когда родители на работе, а ребенок уже из школы вернулся, кто именно будет осуществлять этот самый контроль?