Риск исчезновения наиболее высок для островных видов животных
Риск исчезновения наиболее высок для островных видов животных, изменивших в ходе эволюции размеры тела по сравнению с их материковыми родственниками, сообщает 10 марта The Japan Times.
Эволюционная биология сформулировала правило «островного эффекта», согласно которому на островах крупнотелые виды имеют тенденцию уменьшаться в размерах, а мелкотелые виды — увеличиваться.
Так, карликовый слон размером с пони, ранее бродил по острову Кипр, а в Вест-Индии гигантский крысоподобный грызун превышал вес в 180 килограммов, соперничая с американским черным медведем.
Исследователи изучили 1231 существующий вид островных млекопитающих и 350 вымерших за последние 23 миллиона лет. Риск исчезновения был самым высоким среди видов, которые претерпели наибольшие изменения размеров тела по сравнению с материковыми родственниками. А прибытие людей на острова увеличило показатели вымирания более чем в десять раз.
«К сожалению, наклон кривой вымирания, который начался с прибытием первых путешественников-людей и продолжился с более поздними волнами колонизации, в последние десятилетия стал еще круче», — утверждает палеоэколог Роберто Роззи из Музея естественной истории Университета Мартина Лютера Галле-Виттенберг в Германии, ведущий автор исследования. опубликовано в журнале Science.
Острова способствуют уникальной эволюционной динамике. Для крупнотелых видов существует эволюционное давление, вынуждающее их уменьшаться в размерах из-за ограничений площади обитания и пищевых ресурсов по сравнению с материком. Но мелкотелые виды, поскольку на островах существует меньший риск со стороны хищников, освобождены от эволюционных ограничений, ограничивающих их размер.
К некоторым островным видам, находящимся сегодня под угрозой исчезновения, относятся: карликовый буйвол Тамарау на филиппинском острове Миндоро, который на 21% больше своего ближайшего родственника с материка; пятнистый олень с филиппинских висайских островов Панай и Негрос, на 26% больший своего ближайшего родственника с материка; ямайский грызун хутия, который в 4,5 раза крупнее своего ближайшего материкового родственника.
Индонезийский остров Флорес является замечательной лабораторией островного эффекта, также называемого «правилом Фостера», основанного на наблюдениях маммолога Дж. Бристоля Фостера в 1960-х годах. Когд-то здесь обитали родственники карликового слона, гигантские крысы и гигантский аист, а также карликовый вид человека — Homo floresiensis по прозвищу «Хоббит», достигающий всего 106 см в высоту. Хоббит исчез около 50 000 лет назад, вскоре после того, как наш вид Homo sapiens достиг Флореса.
Острова — это горячие точки биоразнообразия. Хотя они занимают менее 7% площади суши Земли, на их долю приходится до 20% наземных видов.
«Из-за островного правила на островах водятся всевозможные странные и замечательные животные, многие из которых уже вымерли. Из все еще существующих видов на островах обитает большая часть разнообразия наземных видов на планете, и около 50% из них находятся под угрозой исчезновения. Это невероятно удручает», — говорит палеоэколог и соавтор исследования Кейт Лайонс из Университета Небраски-Линкольн.
Исследователи задокументировали ускоряющийся всплеск вымирания островных видов, начавшийся более 100 000 лет назад.
Наш вид играл ведущую роль в охоте, разрушении среды обитания и распространении болезней и инвазивных хищников, дестабилизируя нетронутые островные экосистемы. Даже более раннее появление на островах вымерших видов человека, таких как Homo erectus, совпало с удвоением числа вымираний.
«Нам всегда нужно быть осторожными при установлении истинной причинно-следственной связи, особенно потому, что обычно в одно и то же время происходит много разных вещей», — сказал биолог и соавтор исследования Джонатан Чейз из Немецкого центра исследований биоразнообразия.
«Возможно, когда люди впервые добрались до Кипра, по нему бегало всего несколько сотен карликовых слонов, и им не потребовалось много времени, чтобы исчезнуть” — добавил Чейз.