Экономисты оценили влияние отмены с/х законов в Индии на инвестиции

Изображение: (сс) MOHANN
Индийский фермер
Индийский фермер

Отмена в Индии сельскохозяйственных законов, направленных на дерегулирование рынков продукции, лишит ее обширный сельскохозяйственный сектор частных инвестиций и обременит правительство сокращающими бюджет субсидиями на долгие годы, говорят экономисты, 5 декабря пишет издание The Economic Times.

В конце прошлого года правительство премьер-министра Нарендры Моди приняло три закона, призванных открыть сельскохозяйственные рынки для компаний и привлечь частные инвестиции, что вызвало в Индии самый продолжительный протест фермеров, которые заявили, что реформы позволят корпорациям их эксплуатировать.

В ожидании критических выборов в густонаселенном штате Уттар-Прадеш в начале следующего года, Моди согласился отменить законы в ноябре, надеясь наладить отношения с влиятельным фермерским лобби, которое поддерживает почти половину 1,3 млрд человек в стране и составляет около 15% экономики стоимостью $2,7 трлн.

Но, отложив самую амбициозную перестройку за последние десятилетия, отмена законов Моди теперь, по-видимому, исключает столь необходимые обновления скрипучей послеуборочной цепочки поставок, чтобы сократить потери, стимулировать диверсификацию сельскохозяйственных культур и повысить доходы фермеров, говорят экономисты.

«Это плохо для сельского хозяйства, это плохо для Индии», — сказал Гаутам Чикерман, старший экономист и вице-президент базирующегося в Нью-Дели Фонда исследований наблюдателей.

«Все стимулы для перехода к более эффективной рыночной системе (в сельском хозяйстве) были подавлены».

Разворот действительно развеивает опасения фермеров потерять систему минимальных цен на основные культуры, которая, по словам производителей, гарантирует самообеспечение Индии зерном.

«Похоже, правительство осознало, что аргумент фермеров имеет смысл, что открытие этого сектора сделает их уязвимыми для крупных компаний, снизит цены на сырьевые товары и снизит доходы фермеров», — сказал Девиндер Шарма, эксперт по сельскохозяйственной политике, который поддерживал движение фермеров.

Но изнурительное противостояние, длившееся год, также означает, что ни одна политическая партия не будет пытаться проводить какие-либо аналогичные реформы в течение как минимум четверти века, сказал Чикерман.

А в отсутствие частных инвестиций, «неэффективность системы будет по-прежнему приводить к отходам, а продукты питания будут продолжать гнить», — предупредил он.

Индия занимает 101 место из 116 стран в Глобальном индексе голода, при этом на недоедание приходится 68% детских смертей.

Тем не менее, согласно различным исследованиям, ежегодно тратится около 67 млн тонн продуктов питания на сумму около $12,25 млрд — почти в пять раз больше, чем в большинстве крупных экономик.

Неадекватное хранение в холодильной цепи, нехватка грузовиков-рефрижераторов и недостаточное производство пищевых продуктов являются основными причинами образования отходов.

В сельскохозяйственных законах обещали разрешить частным торговцам, розничным торговцам и переработчикам продуктов питания право покупать непосредственно у фермеров, минуя государственные рынки.

Отмена правила, согласно которому продукты питания должны проходить через утвержденные рынки, стимулировала бы участие частного сектора в цепочке поставок, что дало бы как индийским, так и глобальным компаниям стимулы для инвестирования в этот сектор, заявили трейдеры и экономисты.

«Законы о сельском хозяйстве устранили бы самое большое препятствие для крупномасштабных закупок сельскохозяйственных товаров крупными корпорациями», — сказал Хариш Галипелли, директор ILA Commodities India Pvt Ltd, занимающейся торговлей сельскохозяйственными товарами.

«И это побудило бы корпорации вложить средства в реконструкцию и модернизацию всей цепочки поставок продуктов питания».