Эксперт: ожидания от космонавтики должны проходить проверку реальностью

Александр Дейнека. Покорители космоса.1961
Александр Дейнека. Покорители космоса.1961

Заявления сотрудника Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрия Белоусова по теме ожиданий и реальности коммерческой космонавтики прокомментировал историк науки Сергей Александров, передает 25 февраля корреспондент ИА Красная Весна.

Интервью с Дмитрием Белоусовым, опубликованное 24 февраля ИА Красная Весна, безусловно, очень интересно, отметил эксперт, но высказывания ведущего специалиста Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования требуют дополнения реальностью.

В частности, считает Сергей Александров, по-прежнему отсутствует понимание того, как, откуда, собственно, в системе берутся деньги. «В качестве примера приводится Google, активно инвестирующий в космонавтику, конкретно — в спутниковый интернет, — сказал он. — Но ведь достаточно очевидно, что в этом случае (как и во всем, уже очень немалом, секторе спутниковой связи и передачи данных), оплачивается не спутник, не канал спутниковой связи, а получение информации потребителем. А как именно доходит эта информация, потребителя не интересует. Соответственно, если спутниковый канал оказывается эффективнее, в том числе, и экономически эффективнее — он и используется, и оплачивается компанией, поставляющей услуги связи. Но для этого нужно, чтобы, во-первых, была такая компания, во-вторых, чтобы у нее было достаточно средств на спутниковый канал, и, в-третьих, чтобы рынок спутниковых каналов был открытым и свободным, а это не совсем так...»

Специалист также прокомментировал вопрос сравнения ГЛОНАСС и GPS. «Уважаемый эксперт [Дмитрий Белоусов — прим. ИА Красная Весна] вспоминает ГЛОНАСС и GPS — мол, первый деньги только расходует, тогда как второй приносит. Но что именно приносит деньги? Спутниковый навигационный сигнал? Нет. Сигнал GPS бесплатный. Да, он может кодироваться, но это явным образом вопрос не финансово-экономический, или, скажем так, не в первую очередь финансово-экономический. GPS приносит деньги, и большие деньги, не за счет спутникового сигнала, а за счет продажи пользовательских терминалов и программного обеспечения для них. Прежде, чем разглагольствовать о зарабатывании денег на ГЛОНАСС, озаботились бы сначала отечественным изготовлением пользовательских терминалов из отечественных комплектующих!»

Не менее дискуссионным, по мнению эксперта, является и вопрос системы дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). «Ситуация с ДЗЗ повторяет, в общем и целом, ситуацию с массовым внедрением микроэлектронных технологий в 70-х-80-х годах: за 20 лет создан ОБРАЗ ЖИЗНИ, неотъемлемой частью которого являются спутниковые изображения земной поверхности. А уже из образа жизни вытекает и платежеспособный спрос на эти изображения. И этот рынок давно поделен, нас на нем никто не ждет. К тому же сложились уже де-факто стандарты передачи спутниковых изображений и их приема, а отечественные разработчики соответствующих систем их игнорируют...»

В целом же главной причиной отставания нашей космонавтики следует считать не недостаток коммерческих участников, а фактическое уничтожение любой промышленности в результате финансовой политики, заключил Сергей Александров.

Напомним, 12 декабря прошлого года в Москве прошла конференция «Космос как бизнес», организованная Роскосмосом, в которой приняли участие как российские, так и зарубежные компании, уже работающие или собирающиеся занять нишу на рынке космических технологий и услуг.

На конференции, помимо прочего, обсуждались проблемы коммерциализации космической отрасли и предоставление возможности частным компаниям участвовать в государственных космических проектах. Обсуждались также формы такого участия, в том числе, работа с потребительским рынком. Так, в частности, в анонсе конференции на сайте Роскосмоса было заявлено, что «спутниковое телевидение, связь, навигационные системы — все это стало неотъемлемой частью жизни современного человека. А развитие космических услуг для потребителей открывает перед бизнесом новые возможности».