Загрязнение Байкала или погоня за грантами? Ученые спорят о росте спирогиры
Хайпом на алармизме и погоней за грантовыми деньгами назвал мнение директора Лимнологического института СО РАН Андрея Федотова Миша Ковальски — автор статьи «Отчаянные меры отчаянных учёных: не спирогира захватывает Байкал, а хайп», опубликованной 7 октября на Babr24.com.
Федотов на пресс-конференции, которая состоялась 6 октября, заявил, что хочет полностью избавить Байкал от спирогиры, которая уже распространяется даже там, где нет людей. Ученый считает, что береговые течения разносят ее по Байкалу из точек с высокой антропогенной нагрузкой.
«Только сейчас спирогиры не видно, потому что уровень Байкала поднялся. Если опуститься на 5-10 метров в глубину, там буйство. В Листвянке начинает интенсивно развиваться с середины февраля, в марте — уже заросли по метру. Рост происходит буквально за неделю», — говорит Федотов.
Однако автор статьи считает, что спирогира не является чужеродной для озера Байкал и существовала там с самого начала изучения озера. Автор, хоть и признает, что раньше ее было меньше, сообщает, что и сейчас она встречается не по всей толще воды, а только у берегов вблизи населенных пунктов. Густонаселенные районы являются очагами загрязнения Байкала сточными водами, поэтому возле них растет питающаяся фосфатами и нитратами растительность.
В июле 2021 года сотрудники Лимнологического института СО РАН завершили ежегодную летнюю экспедицию по Байкалу. Спирогира была обнаружена учеными в пробах воды с берегов населенных пунктов или популярных мест отдыха. А стало быть ничего удивительного в существовании там спирогиры нет.
Ковальски напоминает, что в марте 2021 Андрей Федотов выступил с «сенсационным» заявлением о том, что ученые больше не находят в Байкале здоровых губок, которое тоже «было враньем».
Напомним, спирогира — это род нитчатых водорослей из семейства зигнемовых. Спирогира развивается в массе и иногда вызывает цветение воды.