New York Times: законопроект Конгресса даст Трампу очень широкие полномочия
Конгресс США должен вновь вернуть себе контроль за операциями ВС США по всему миру, 24 апреля сообщает издание New York Times.
Согласно редакционной статье, отражающей мнение руководства данного издания и опубликованной в разделе «Мнение», ракетные атаки Сирии были осуществлены без формального разрешения Конгресса США. Правда, редколлегия NYT отмечает, что «после 11 сентября 2001 года подобного рода решения стали обычны для президентов США», и добавляет: «Сегодня в большинстве случаев американские солдаты сражаются с экстремистами в более чем 14 странах по решению президентов США, поскольку Конгресс предоставил президентам США право для ведения войны».
По мнению NYT, сложившаяся ситуация в корне противоречит конституции США, где отцами-основателями четко заявлено о том, что только Конгресс США имеет право объявлять войны, тогда как исполнительная власть может только командовать национальными Вооруженными Силами (ВС). Исключением может быть только ситуация, когда враг нападает непосредственно на США. Однако редколлегия NYT подмечает, что «со времен Второй мировой войны президенты от обеих партий расширяли полномочия в принятии решений по проведению множества военных операций без формального одобрения Конгрессом», и требует от Конгресса США вернуться к исполнению своих обязанностей.
Между тем NYT считает, что возможности, предоставленные Конгрессом президентам США, несут существенные угрозы с точки зрения международной безопасности, особенно, «если президент импульсивен, как господин Трамп». NYT опасается, что в случае отсутствия эффективного механизма контроля за исполнительной властью в лице Сената США президенты США могут пользоваться предлогом борьбы с терроризмом для ведения войн с другими целями.
NYT напоминает читателям, что в 1973 году, на фоне войны во Вьетнаме, Конгресс США принял закон о Вооруженных силах (War Power Act), согласно которому президентам США разрешалось использовать ВС США от 60 до 90 дней до получения согласия или несогласия Конгресса на продление срока операции. Но в последующие годы исполнительная власть трактовала этот закон как возможность избегать процедуры согласования военных операций в Сенате, правда, только в тех случаях, если использование ВС США отвечает национальным интересам и не повлечет за собой масштабное применение наземных войск. Это произошло потому, что «Конгресс...не желая нести ответственность за ввод войск в опасные регионы и опасаясь бросать вызов президентам, выразил молчаливое согласие».
В качестве примера подобных действий со стороны Конгресса США приводятся разрешения на применение ВС США, выданные Сенатом после террористической атаки 11 сентября 2001 года (операция против «Талибана» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в Афганистане) и разрешение 2002 года позволившее начать войну с Ираком. «Хотя с тех пор прошло 17 лет, президент Барак Обама и господин Трамп пренебрегли доверием, продолжая использовать эти решения Конгресса для проведения операций против ИГ (организация, деятельность которой запрещена в РФ — прим. ИА Красная Весна) и других групп, которые не имеют никакого отношения к событиям 2001 года, и узаконивая операции во множестве других стран, включая Йемен, Филиппины, Кению, Эритрею и Нигерию», — говорится в статье.
Законопроект Кейна-Кокера предлагает заменить разрешения, выданные Конгрессом США в 2001 и 2002 годах, на разрешение использовать силу против определенных террористических групп, а также разрешает бороться с терроризмом в определенном законом перечне стран, таких как Сирия, Йемен, Сомали и Ливия. NYT не нравится, что, согласно этому законопроекту, у президентов появится возможность пересматривать этот перечень и самостоятельно добавлять в него террористические группы и страны, где будут проводиться операции. NYT опасается, что такая возможность сделает антитеррористические операции «бесконечными». Тем более, что законопроектом вводится понятие «стран, связанных с террористическими группами», а президенту требуется просто проинформировать Конгресс о сделанных им изменениях в перечне в течении 48 часов. NYT опасается, что, прикрываясь этим законом, Трамп вполне может начать войну с Ираном или Северной Кореей, включенных в перечень стран — «спонсоров терроризма».
В заключение в статье указывается, что законопроект Кейна-Кокера хорош с точки зрения попытки вернуть контроль Конгресса США за применением ВС США и в этом контексте может быть достойной заменой закона о Вооруженных силах (War Power Act), однако этот законопроект предоставляет исполнительной власти США слишком широкие полномочия в его применении.