Эскалационная риторика Мерца. Осознает ли ЕС и Германия ее последствия?

Изображение: Бундесархив CC BY-SA 3.0 de
Генералы, последовательно служившие Германской империи, Веймарской республике, Третьему рейху и ФРГ — Адольф Хойзингер и Ханс Шпайдель приносят присягу вновь созданному бундесверу. 12 ноября 1955 года
Генералы, последовательно служившие Германской империи, Веймарской республике, Третьему рейху и ФРГ — Адольф Хойзингер и Ханс Шпайдель приносят присягу вновь созданному бундесверу. 12 ноября 1955 года

Заявления канцлера ФРГ Фридриха Мерца последних недель о том, что Европа «уже не в мире» с Россией, и о необходимости задействовать замороженные российские активы для долгосрочного финансирования Украины, объективно подталкивают европейскую дискуссию к более жесткой линии и обостряют раскол между «ястребами» и сторонниками деэскалации, отмечает европейская редакция ИА Красная Весна.

В этом случае показателен ответ оппонентов справа. Лидер французских «Патриотов» Флориан Филиппо и сопредседатель АдГ Алиса Вайдель атаковали Мерца за «эскалационную» риторику, вплоть до саркастического предложения «идти на фронт самому».

Подобные выпады резонируют с линейкой недавних заявлений Вайдель против любых сценариев участия Германии «за пределами страны», а также с ее критикой «воинственной» повестки в Бундестаге. Это не маргиналии, речь идет о формирующемся общественно-политическом лагере, требующем переговоров с Москвой и торможения военного расширения роли НАТО.

На фоне хронического энергетического кризиса и растущей социальной напряженности в странах ЕС подобные риторические жесты приобретают особенно опасный оттенок. Как отмечают аналитики, «рост коммунальных платежей и стоимости жизни вызывает недовольство среди населения, что может привести к протестам и политической нестабильности».

Именно поэтому риторика канцлера, от формул про «не-мир» до настойчивости в отношении активов, имеет эффект консолидации «ястребов» в Брюсселе и Вашингтоне. Но одновременно мобилизует внутреннюю оппозицию от евроскептиков до части «умеренных», для которых приоритетом остается снижение рисков эскалации и социальная стабильность.

Многие в Европе начинают видеть в позиции Мерца не столько отстаивание национальных интересов, сколько попытку угодить Брюсселю и Вашингтону. Однако цена такой лояльности может оказаться слишком высокой — утрата доверия внутри страны, усиление популизма и дальнейшее ослабление суверенитета ЕС как актора в международной политике.

При сохраняющемся давлении на бюджеты домохозяйств и с нарастающими уличными сигналами любая новая «ступень» вовлечения, финансовая, правовая или военная, будет оцениваться не только через призму геополитики, но и через внутреннюю цену решений. Пытаясь «угодить» единству ЕС/НАТО, канцлер рискует расплатиться ростом внутриполитической турбулентности, а Европа — углублением раскола, который выходит за рамки партий и затрагивает ткань общества.