Минпросвещения разработало стандарт оснащения школ цифровой средой
Проект приказа о стандартах применения цифровой образовательной среды (ЦОС), разработанный Министерством просвещения с участием Министерства цифрового развития, размещен 19 мая на официальном сайте нормативной правовой информации.
В документе предлагается утвердить стандарты оснащения школ, в которых проводится эксперимент по внедрению ЦОС, цифровым оборудованием и программным обеспечением.
Согласно стандарту, все школы должны быть оснащены сетью Wi-Fi и видеонаблюдением за «входными группами». Идентификация в сети должна проводиться с использованием данных ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации). Все оборудование должно быть российского производства.
Приказом устанавливается, что 100% образовательных программ должно быть в цифровом виде, а бесплатный доступ к ним должен быть у всех учеников и учителей. При этом не менее 20% занятий и 10% лабораторных работ должны проводиться в ЦОС. Каждое десятое занятие должно проходить в компьютерном классе.
Кабинеты в школах должны быть оснащены оборудованием для проведения занятий в дистанционном режиме. Дистанционка должна быть доступна всем ученикам по запросу, а также в случае введения карантина. Видеокамеры в классах могут также использоваться «в целях контроля за безопасностью образовательного процесса».
Ранее, 5 августа, замминистра просвещения Татьяна Васильева заявила, что пандемия коронавирусной инфекции способствовала массированному внедрению ЦОС в образование.
Напомним, 13 июля вице-премьер РФ Татьяна Голикова сообщила, что ситуация с коронавирусной инфекцией доказала значимость электронного обучения в дистанционном формате. Впоследствии, 22 октября, она заявила, что дистанционное образование должно стать постоянной частью обучения в школе.
9 декабря 2020 года правительство РФ приняло постановление о проведении в 14 субъектах РФ эксперимента по внедрению ЦОС.
Отметим, в конце февраля сотрудниками МГПУ было опубликовано исследование, согласно которому длительное использование школьниками компьютеров может вызвать задержки в развитии речи, внимания, памяти и мышления. Наиболее вредно раннее приобщение ребенка к гаджетам.
Цифровые технологии в образовании и видеонаблюдение в школах используются достаточно давно, однако «благодаря» пандемии их применение удалось перевести на качественно иной уровень. Несмотря на то, что дети практически не болеют коронавирусной инфекцией, во имя обеспечения их безопасности было инициировано ускоренное внедрение ЦОС, а также были изменены СанПиНы, ограничивавшие использование компьютерных технологий в школах.
Несомненно, что эксперимент по внедрению ЦОС в нескольких регионах будет признан успешным и распространен на все школы России. Удивительным образом в постсоветской России, власти которой постепенно и настойчиво снимают с себя бремя госрасходов на социалку, во всех школах устанавливается современное дорогостоящее цифровое оборудование. Возникает подозрение, что этот «бесплатный сыр» предназначен для мышеловки под названием «ликвидация школ». Несомненно, что дистанционка и ЦОС в итоге приведут к сокращению потребности в многочисленных учителях и учебных аудиториях.
Однако ЦОС — это не только экономия, но и возможность вырастить легкоуправляемых людей. Инициаторы внедрения ЦОС несомненно понимают, что «подсаживая» население на гаджеты с самого детства, несмотря на то, что ученые говорят об их вреде для развития, они впоследствии получат широкие возможности для манипуляции ограниченными людьми.