1. Война идей
  2. События вокруг XIX съезда КПК
Пекин, / ИА Красная Весна

XIX съезд КПК выдвинул марксизм в качестве модели мирового устройства

Изображение: © ИА Красная Весна

XIX съезд КПК КНР закрепил идеи Маркса с китайской спецификой в качестве модели развития отношений между странами. Это первый в мире удачный опыт подобной имплементации (осуществления международных обязательств на внутригосударственном уровне) марксизма, 24 октября заявил руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.

Руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов поделился своими оценками прошедшего XIX съезда КПК КНР:

Во-первых, Китай закрепляет «формат» руководства страной, предложенный Си Цзиньпином, внося формулировку «идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху» в устав КПК. То есть мы имеем дело с новой теорией, которая пока до конца не раскрыта, но которая касается не только Китая, но и всего того, что Китай делает на внешней арене, в том числе создания коалиции стран «общей судьбы», интернационализации юаня, требований равного доступа к рынкам. То есть Китай начинает диктовать свою концепцию миру, так как у него стало достаточно сил для этого.

Во-вторых, Китай не сделал никаких подвижек в сторону экономического либерализма, ослабления марксистских идей в управлении обществом и т.д. То есть мы видим страну, которая продолжает развиваться (и в целом успешно) на основе консервативных марксистских идей. Не случайно говорится, что «в сфере идеологии яснее и четче определено руководящее положение марксизма». Наверное, это первый в мире удачный опыт имплементации марксизма, который теперь предлагается в качестве модели для взаимодействия стран.

И при этом говорится об «исторической миссии КПК в новую эпоху». Партия не пошла ни по пути превращения в «бизнес-клуб единомышленников», ни по пути сдачи позиций, но нашла новую платформу в «возрождении китайской нации».

В-третьих, определена новая промежуточная стадия построения общества «средней зажиточности» — сяокан. Раньше говорили о том, что оно должно быть «в основном построено к 2021 г.». Сегодня — о том, что оно будет построено в 2037 г. Конечно, хотелось бы увидеть конкретные цифры, как будет «измеряться сяокан». Но в любом случае очевидно, что Китай отныне соперничает не «с самим собой» (победа над бедностью, повышение уровня образования и т.д.), а с развитыми европейскими странами.

В-четвертых, нигде официально и даже намеком не сказано, что Китай хоть как-то претендует на мировую гегемонию. Но Китай привнес китайскую мудрость и китайский вариант для решения проблем человечества. То есть Китай заявляет о себе как о стране, которая готова взять на себя ответственность устанавливать новые, свои, правила игры в мире.

Очевидно, что у Си Цзиньпина еще более обозначилась возможность продолжить свое руководство страной и после окончания второго срока — преемники на горизонте не просматриваются, а его «идеи» стали частью устава КПК. Но как ни странно, это даже и не важно. Важно то, что Китай закрепил все свои идеологические позиции по всем направлениям. Взлет Азии идет под марксистскими лозунгами, сколь бы странным это ни казалось.

Напомним, что XIX Всекитайский съезд КПК состоялся в Пекине 18–24 октября. Партию, насчитывающую 89 447 тысяч членов, представляло на съезде 2 287 делегатов. На съезде в основополагающий документ партии было внесено имя Си Цзиньпина. Председатель Си стал вторым человеком после Мао Цзэдуна, имя которого внесено в партийную «конституцию» при жизни.