Исход цыган, детская драка, изнасилование — что же произошло в Чемодановке?
Сегодня пресс-секретарь губернатора Пензенской области Дина Черемушкина сообщила журналистам, что Чемодановку оставили все проживавшие в поселении цыганские семьи в составе 650 человек.
Глава сельсовета Сергей Фадеев заявил, что цыган никто не выгонял, и покинули село они абсолютно добровольно. Также сельский глава добавил, что цыгане могли переехать в Волгоградскую область, где проживает другая диаспора, тесно связанная с ними.
В социальных сетях уже активно обсуждается поведение сбежавших из Чемодановки цыган, оставивших свои подворья. Теперь, по свидетельствам блогеров, их животными занимаются волонтеры.
«Около 45 подворий остались без хозяев — так осиротели свиньи, куры, гуси и кролики. В соседней Чемодановке без хозяев остался крупный рогатый скот, собаки и кошки. Сейчас ими занимаются волонтеры и местные жители: кормят, чешут за ушком. Правда, в Лопатках последние дни все оцепили, зоозащитников перестали пускать на территорию», — сообщается в популярном блоге Mash.
Информацию о столь массовом исходе цыган из Чемодановки почти сразу опроверг руководитель Межрегиональной общественной организации «Ассоциация цыган» Артур Горбатов.
«Одна-две цыганские семьи уехали из Чемодановки в Волгоградскую область, одна-две семьи — в Астраханскую», — заявил Горбатов, добавив, что эти семьи ушли на время, чтобы переждать горячий период, остальные же как проживали в Чемодановке, так и остаются там.
17 июня, на третий день после конфликта, можно сказать, что ситуация в Чемодановке стабилизировалась. Представители правопорядка взяли село под контроль, здесь до сих пор остается 20 сотрудников полиции. Также известно, что состояние одного из двух пострадавших значительно улучшилось.
Двумя днями позже стало известно, что в селе Лопатки Бессоновского района Пензенской области, вблизи села Чемодановка, в котором недавно прошла массовая драка и убийство на бытовой почве, сгорел жилой дом. В этом доме проживали этнические цыгане.
Массовая драка в селе Чемодановка Пензенской области, в результате которой один человек скончался, двое госпитализированы в тяжелом состоянии и 174 человека были задержаны полицией, расследуется по статье «об убийстве и покушении на убийство группой лиц».
До сих пор существует две версии зачина массовой драки, повлекшего столь трагичные последствия. По одной из версий драка началась из-за недовольства поведением цыган, пытавшихся изнасиловать молодую девушку. По другой — все началось из-за ссоры детей на пруду. Данную версию предложила на рассмотрение правоохранителей президент Федеральной национально-культурной автономии российских цыган Надежда Деметр.
Губернатор Пензенской области Иван Белозерцев 16 июня в своем аккаунте в Instagram призвал к борьбе с фейками, распространяемыми в сети на фоне продолжающегося расследования.
После того как случились задержания, последовали извинения со стороны цыганской диаспоры. В частности, лидер цыганской диаспоры Пензенской области Андрей Оглы извинился за соплеменников и призвал наказать виновных.
Целый ряд признаков указывает на то, что история в Чемодановке хорошо укладывается в сценарий т.н. «перестройки — 2». Это и количество упоминаний в СМИ, и волна фейков вокруг нее, и внимание стольких высокопоставленных лиц на фоне отсутствия внятного расследования.
Первая перестройка началась с волны межнациональных конфликтов. В июне 1989 года состоялось столкновение узбеков с турками-месхетинцами. Позже столкновения прокатились по многим союзным республикам. Инертное и аморфное союзное руководство ничего не могло сделать с лавинообразным ростом межнациональных противоречий.
Советская перестройка повлекла за собой серьезные экономические и социальные ухудшения в жизни людей, а началась с возгорания самых разных очагов напряженности.
Сегодня мы видим нечто похожее. Внезапно принятая правительством пенсионная реформа, наращивание уличной активности по поводу защиты парков, журналистов, чести и совести…
И, наконец, деревня Чемодановка, на которую вряд ли кто-то обратил бы столь пристальное внимание, если бы это не было очень нужно.