1. За рубежом: реальный мир
  2. Землетрясения
Потсдам, / ИА Красная Весна

Исследование показало, что землетрясения могут ускорить рост деревьев

Изображение: (сс) Mika Hiironniemi
Лес

Землетрясения могут привести к заметному увеличению роста деревьев. К такому удивительному выводу пришли ученые в исследовании, опубликованном 8 октября в журнале JGR Biogeosciences.

В исследовании ученые обнаружили удивительное последствие землетрясений, которое сохраняется и после того, как толчки прекратились. По их данным, после землетрясений происходит заметное увеличение роста деревьев, вызванное изменениями в уровнях доступности подземных вод.

«Сильные землетрясения могут увеличить поток воды, повысить уровень грунтовых вод и, таким образом, предоставить корням растений больший доступ к воде в условиях ограниченного ее количества», — объяснила группа исследователей во главе с гидрологом Кристианом Мором из Потсдамского университета в Германии.

Чтобы проверить свою гипотезу исследователи изучили сосны Pinus radiata в Чили, стремясь измерить последствия мощного землетрясения магнитудой 8,8, которое серьезно повлияло на регион Мауле в 2010 году.

Анализ сердцевин деревьев, взятых в 2014 году, извлеченных из деревьев в долине, а также с горных склонов, показал, что некоторые деревья в долине действительно испытывали временное увеличение роста после землетрясения, на основе как данных о кольцах деревьев (увеличение площади просвета), так и в соотношении изотопов углерода в клетках деревьев, что дает представление на клеточном уровне об аспектах здоровья деревьев, роста и доступности воды.

Напротив, некоторые деревья на склонах гор в тот же период росли не так хорошо, что в некоторой степени подтверждает гипотезу исследователей, хотя ученые признают, что общий эффект землетрясения был незначительным и, казалось, длился лишь временно — в течение нескольких недель.

Тем не менее, в качестве примера, демонстрирующего, как эти методы могут быть использованы в полевых условиях, исследователи говорят, что их результаты показали, что постсейсмические изменения площади просвета и соотношения изотопов углерода могут быть использованы для изучения роста деревьев и фотосинтетических реакций на землетрясения.