На МАКС-2019 показали уникальный советский самолет на криогенном топливе

Изображение: Иван Соболев © ИА Красная Весна.
Ту-155 на статической стоянке МАКС-2019
Ту-155 на статической стоянке МАКС-2019

Советский перспективный авиалайнер, работающий на жидком водороде и сжиженном природном газе, показали на авиасалоне МАКС-2019, 29 августа сообщает корреспондент ИА «Красная Весна».

На статической экспозиции авиасалона размещен самолет Ту-155 — летающая лаборатория, предназначенная для испытания двигателя на криогенном топливе. То есть топливе, охлажденном до крайне низких температур, при которых газы становятся жидкостями.

Своими очертаниями самолет не отличается от серийного Ту-154Б, на базе которого создавался. Однако в глаза бросается отсутствие иллюминаторов в хвостовой части — там располагался бак криогенного топлива, которым мог быть жидкий водород или сжиженный природный газ. А более внимательный взгляд заметит и выступы дренажной системы над горизонтальным оперением.

Читайте также: На МАКС-2019 показали уникальный самолет для имитации невесомости

Напомним, первые научно-технические проработки, положившие начало созданию Ту-155, начались еще в 1970-е годы, когда в мире разразился очередной энергетический кризис. Тогда АН СССР инициировала ряд программ по внедрению в народное хозяйство водородной энергетики. В рамках темы «Холод» предусматривалось создание авиационных двигательных установок на экологически чистом криогенном топливе. Кроме забот об экологии, работы в этом направлении должны были послужить основой для развития гиперзвуковых и даже авиационно-космических систем.

Изображение: Иван Соболев © ИА Красная Весна
Ту-155 на статической стоянке МАКС-2019
Ту-155 на статической стоянке МАКС-2019
МАКС-2019стоянкестатическойнаТу-155

15 апреля 1988 года экипаж летчика-испытателя Владимира Севанькаева совершил первый в мире полет на криогенном топливе, которым питался один из трех двигателей самолета. Для управления топливной системой пришлось ввести в экипаж пятого члена. Из соображений пожарной безопасности отсек, в котором находился криогенный бак, заполнялся азотной атмосферой.

Всего на Ту-155 было совершено более ста полетов, в пяти из которых топливом для экспериментального двигателя служил водород, в остальных — сжиженный природный газ. Программу экспериментальных полетов завершили к 90-м годам. По итогам испытаний самолет оказался в четыре раза экономичнее, чем при работе на керосине.

Дальнейшим развитием конструкции Ту-155 стал грузопассажирский лайнер Ту-156, который строился и проходил испытания в середине 1990-х. У этого варианта уже все три двигателя могли использовать в качестве топлива и сжиженный природный газ, и традиционный керосин. Однако средств на сертификацию лайнера не нашлось — по мнению создателей и разработчиков, вопрос был решен в пользу нефтяного лобби.

Отметим, с началом XXI века и очередным обострением энергетических проблем, внедрение криогенного топлива снова стало одной из актуальных проблем современной авиации, над решением которой работают многие ведущие авиастроительные компании мира.