Экономика Турции держится за счет Китая — Asia Times


Китай контролирует средства, с помощью которых президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган может оставаться у власти, отмечает аналитик Дэвид П. Голдман 4 февраля в статье для Asia Times.

Несмотря на катастрофическую девальвацию валюты и 50-процентную инфляцию, производство в Турции переживает бум. Турецкий экспорт вырос более чем вдвое по сравнению с уровнем до пандемии.

Подобный бум на фоне финансовой катастрофы вызывает недоумение. Однако есть ответ — турецкое производство не имеет ничего общего с Турцией. Страна закупает китайское оборудование и сырье и продает готовую продукцию в Европу, отмечает автор.

«Турция нашла свою нишу в быстрорастущих торговых отношениях между Европой и Китаем как производитель сталелитейной продукции, химикатов, бытовой техники и других товаров, концентрируясь на более трудоемких и экологически проблемных отраслях. Ее экономическая зависимость от Китая значительно возросла. Это помогает объяснить, почему Турция избегала американских усилий по дипломатическому бойкоту зимних Олимпийских игр в Пекине», — пишет Голдман.

Мао Цзэдун мог бы сказать, что власть основана на силе оружия, но для Си Цзиньпина власть появляется из «дверцы морского контейнера». Импорт Китая из остальной части Азии почти утроился за последние 5 лет, что побудило 15 азиатских стран, включая Австралию, присоединиться к экономическому партнерству с Китаем, а не с США.

Это стало важной дипломатической победой Китая. Скачок в китайско-турецкой торговле усилит политическое влияние Китая в Западной Азии.

«Удивительная стойкость Турции является еще одним выражением того, что Китай формирует мировую экономику. Надежные цепочки поставок Китая поддерживают не только выдающиеся торговые показатели Китая, но и превращают торговлю его азиатских соседей в тесно интегрированную коммерческую связь», — отмечается в статье.

Несмотря на то, что турецкая лира упала более чем на 50% по отношению к доллару США с 2018 года, за последние два года Турции удалось более чем удвоить свой импорт из Китая. Из-за дефицита торгового баланса Турция берет кредиты на импортные закупки.

Официальные данные Турции показывают незначительное увеличение внешнего долга, но трехсторонняя торговля между Китаем, Турцией и Европой позволяет не учитывать торговые кредиты в официальном балансе.

«Турция импортирует, чтобы экспортировать. В 2021 году импорт потребительских товаров и других товаров сократился, в то время как импорт промежуточных товаров и средств производства вырос, что способствовало общему росту экспорта на 32%», — отмечает Asia Times.

Львиная доля увеличения импорта пришлась на Россию — в основном из-за более высоких цен на энергоносители — и Китай. А на Европу пришлось более половины прироста турецкого экспорта в 2021 году.

«Долларовая стоимость жилищного фонда Турции, основного хранилища богатства среднего класса, превышает $700 млрд. Политика низких процентных ставок обрушила турецкую лиру, но цены на турецкое жилье более чем поспевают за инфляцией. Это ключ к политической стойкости президента Эрдогана», — отмечается в статье.

Эрдоган хочет остаться у власти, и Китай контролирует средства, с помощью которых Эрдоган может это сделать, а именно экономический рост Турции, рабочие места и цены на активы.

Американские стратеги, которые надеются, что Турция станет противовесом растущему влиянию Китая и России в Западной Азии, возможно, заблуждаются. Без Китая экономика Турции превратилась бы в руины, и это дает Китаю огромное влияние на Анкару.