Правдивая история о том, как две банки жевательного табака и русский пулемет спасли американскую эвакуацию из Кабула и вошли в историю армии США

Герой или мародер? Американская пресса взялась за кабульских генералов

Орас Верне. Мародёры. Держи быстрей!
Орас Верне. Мародёры. Держи быстрей!

На свет вышла история о том, как с помощью двух банок жевательного табака и советского спаренного пулемета американские десантники добились перелома в «кабульской катастрофе» и вышли из нее почти что победителями. Подробности 7 октября опубликованы в Task&Purpose.

По словам подполковника Энди Харриса, командующего 1-м батальоном 504-го парашютно-десантного полка 82-й воздушно-десантной дивизии армии США, когда их перебросили в кабульский аэропорт прикрывать эвакуацию, то выяснилось, что блокпосты по периметру аэропорта ничем не укреплены.

«Мы быстро приступили к укреплению обороны аэропорта, но ситуация оставалась нестабильной — боевики находились всего в нескольких метрах, за воротами аэропорта, а большая часть тяжелого вооружения, которое мы обычно использовали, например, броневики с пулеметными модулями, еще не успели прибыть в аэропорт», — рассказал Харрис.

Однако у них был зеленый пикап с советским зенитным спаренным пулеметом, который десантники накануне обменяли у местных афганцев на две банки жевательного табака.

Статья Task&Purpose, в которой описаны цитируемые события, называется «Правдивая история о том, как десантники обменяли табачок на боевой пикап Toyota, который использовался для обороны кабульского аэропорта». Подзаголовок статьи гласит: «Эта история, может быть, лучше других отражает дух американской армии за всю ее историю».

По мнению Task&Purpose, «описание этих событий, произошедших в один из первых дней осады кабульского аэропорта, скоро может попасть в Мемориальный музей 82-й воздушно-десантной дивизии в Форт-Брэгге, штат Северная Каролина».

Как сказано в статье, пулеметный пикап Toyota Land Cruiser, ловко купленный десантниками у соседнего с ними подразделения афганской армии, служил в американской зоне аэропорта основным сдерживающим фактором, остановившим продвижение боевиков «Талибана» (организация, деятельность которой запрещена в РФ).

Однако единственным американским военнослужащим, который знал, как работает установленный в его кузове советский зенитный пулемет, оказался десантник Альсаджад Аль Лами, сын эмигрантов из Ирака, который до приезда в США отбыл шесть месяцев обязательной службы в иракских вооруженных силах.

«Пикап, который в настоящее время находится в Кувейте и ожидает доставки в США, является символом изобретательности американского солдата, — сказал подполковник Харрис, командир батальона „Красных дьяволов“ — Это доказательство нашего принципа, который гласит: полученный приказ должен быть исполнен любыми средствами».

А история такова. 16 августа 2021 года солдаты 1-го батальона 504-го парашютно-десантного полка присоединились к другим пехотным подразделениям армии и морской пехоты, развернутым в кабульском аэропорту имени Хамида Карзая, для оказания помощи в эвакуации американских граждан и их афганских союзников после захвата Кабула талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ).

В течение первых нескольких часов Харрису и его солдатам было поручено очистить аэропорт, оттеснить афганских мирных жителей, которые ворвались внутрь в надежде сесть в самолет, и усилить охрану периметра, чтобы обезопасить тех, кто уже находится в аэропорту. Конкретно для роты «Браво» это значило занять территорию, контролируемую находившимся там подразделением афганской армии.

«У нас было только основное оружие, у нас не было крупнокалиберных пулеметов, броневиков с пушками или чего-то еще», — сказал герой истории, американец иракского происхождения Аль Лами.

Однако нечто стоящее было у афганцев, например оливково-зеленый пикап с эмблемами Афганской национальной армии, в кузове которого была смонтирована 14,5-мм пулеметная установка ЗПУ-2 российского производства.

17 августа, когда афганские войска сообщили роте «Браво», что они отходят в другую часть аэропорта, десантники как бы невзначай спросили афганцев, насколько ценным для себя они считают этот пикап?

«У пикапа стояли двое парней, и мы спросили их, есть ли у них ключи от машины, — рассказал Аль Лами. — Они ответили: „Ну, есть ключи, и что?“. А потом они отдали нам эти ключи за две банки жевательного табака».

25-летний Аль Лами родился и вырос в Ираке. Его отец работал переводчиком в американской армии, что вселило в него самого глубокое желание, когда вырастет, служить в армии США. После окончания средней школы Аль Лами сказал, что должен пройти обязательную службу в вооруженных силах Ирака, но в итоге он успел прослужить всего шесть месяцев и вместе с семьей уехал в США.

«Аль-Лами был хорошо знаком с ЗПУ-2, установленной на этом Land Cruiser, — сказал Харрис, командир батальона, в котором служил Аль-Лами. — Поэтому он провел инструктаж для всех моих парашютистов в роте „Браво“ о том, как ее заряжать, как менять ствол, как заряжать его, чтобы все бойцы, которые по очереди заступали на пост, понимали, как использовать эту систему вооружения».

Как сказано в статье, на протяжении нескольких дней российская ЗПУ-2 использовалась американскими войсками для демонстрации силы всем тем, кто находился по другую сторону ворот аэропорта.

«Харрис сказал, что когда рота получила приказ перейти в другой район аэропорта, они взяли с собой и пикап, чтобы показать, каким оружием они обладают, и потому занятые оборонительные позиции неприступны для „Талибана“ (организация, деятельность которой запрещена в РФ)», — передает Task&Purpose слова подполковника Харриса.

«Очевидно же, что в нашем распоряжении была еще большая огневая мощь, которая им просто была не видна. А в действительности эта тойота с русскими пулеметами была единственным, что мы могли показать толпе бородачей, колыхавшейся за стенами аэропорта», — рассказал командир американских десантников.

Однако история о чудо-пикапе также попала на страницы консервативного сайта RedState, в котором событиям был дан совсем другой оборот. Статья в RedState называется «Генерал-майор Донахью приказал снять более 50 человек с одного из последних эвакуационных рейсов из Кабула, чтобы освободить место для сувениров от талибов» (организация, деятельность которой запрещена в РФ):

«В последние часы эвакуации, согласно документально подтвержденным фотографиями и показаниям свидетелей, Донахью приказал всем пассажирам транспортного самолета C-17 сойти, чтобы он мог загрузить в самолет сувенир.

Этим сувениром, или «военным трофеем», была вышедшая из строя Toyota Hilux, принадлежащая исламистам, с полностью исправной российской зенитной автопушкой ЗУ-23, установленной в кузове.

После того, как Hilux был загружен, пассажирам разрешили вернуться в самолет, но, разумеется, для всех не хватило места. По словам присутствовавших на месте, в Кабуле осталось не менее 50 человек, а возможно, и около 100 человек, чтобы освободить место для Hilux».

Стоит заметить, что американские СМИ, возможно, обсуждают два разных случая с совершенно разными тойотами: RedState пишет про пикап с зенитной пушкой ЗУ-23 калибра 23 мм, в то время как Task&Purpose упоминает пулеметную спарку ЗПУ-2 калибра 14,5 мм.

RedState утверждает, что некоторые солдаты, которым было поручено грузить Hilux на C-17, сделали видеозаписи, и стенограммы двух роликов были предоставлены RedState.

На одном из роликов, как пишет RedState, солдат, закатывающий Hilux, заметил: «Ничто так не говорит об американском успехе и процветании, как ЗУ-23 в кузове Hilux». Другой солдат ответил, что Hilux будет поставлен в музей 82-й воздушно-десантной дивизии в Форт-Брэгге в напоминание о том, как дивизия попала в хаотичную ситуацию, но быстро восстановила тактическое преимущество, отжав Hilux у талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ).

Полковник Бретт Ли, представитель 82-й воздушно-десантной дивизии армии США, заявил Task&Purpose, что порочащая командование версия RedState не имеет никакого отношения к реальности: _«Ни один человек не был снят с самолетов, вылетающих из кабульского аэропорта, чтобы освободить место для „Моджахедского Хайлюкса“»

«Даже в последние дни эвакуации воздушное сообщение не было проблемой с точки зрения вывоза американских граждан и наших афганских союзников из кабульского международного аэропорта имени Хамида Карзая», — сообщил пресс-секретарь и профессионально не покраснел.

Командир 82-й воздушно-десантной дивизии генерал-майор Кристофер Донахью заявил, что в случае высшего одобрения легендарный пикап будет «размещен за пределами военного мемориала и музея 82-й воздушно-десантной дивизии», добавив, что оперативный сержант-майор «подтвердил, что этот артефакт надлежащим образом демилитаризован». Попросту говоря, спасительным пулеметам заварили электросваркой стволы.

Читайте также: Победоносное бегство США из Афганистана, или Свято место пусто не бывает