Правдивая история о том, как две банки жевательного табака и русский пулемет спасли американскую эвакуацию из Кабула и вошли в историю армии США

Герой или мародер? Американская пресса взялась за кабульских генералов

Орас Верне. Мародёры. Держи быстрей!
Орас Верне. Мародёры. Держи быстрей!
Орас Верне. Мародёры. Держи быстрей!

На свет вышла история о том, как с помощью двух банок жевательного табака и советского спаренного пулемета американские десантники добились перелома в «кабульской катастрофе» и вышли из нее почти что победителями. Подробности 7 октября опубликованы в Task&Purpose.

По словам подполковника Энди Харриса, командующего 1-м батальоном 504-го парашютно-десантного полка 82-й воздушно-десантной дивизии армии США, когда их перебросили в кабульский аэропорт прикрывать эвакуацию, то выяснилось, что блокпосты по периметру аэропорта ничем не укреплены.

«Мы быстро приступили к укреплению обороны аэропорта, но ситуация оставалась нестабильной — боевики находились всего в нескольких метрах, за воротами аэропорта, а большая часть тяжелого вооружения, которое мы обычно использовали, например, броневики с пулеметными модулями, еще не успели прибыть в аэропорт», — рассказал Харрис.

Однако у них был зеленый пикап с советским зенитным спаренным пулеметом, который десантники накануне обменяли у местных афганцев на две банки жевательного табака.

Статья Task&Purpose, в которой описаны цитируемые события, называется «Правдивая история о том, как десантники обменяли табачок на боевой пикап Toyota, который использовался для обороны кабульского аэропорта». Подзаголовок статьи гласит: «Эта история, может быть, лучше других отражает дух американской армии за всю ее историю».

По мнению Task&Purpose, «описание этих событий, произошедших в один из первых дней осады кабульского аэропорта, скоро может попасть в Мемориальный музей 82-й воздушно-десантной дивизии в Форт-Брэгге, штат Северная Каролина».

Как сказано в статье, пулеметный пикап Toyota Land Cruiser, ловко купленный десантниками у соседнего с ними подразделения афганской армии, служил в американской зоне аэропорта основным сдерживающим фактором, остановившим продвижение боевиков «Талибана» (организация, деятельность которой запрещена в РФ).

Однако единственным американским военнослужащим, который знал, как работает установленный в его кузове советский зенитный пулемет, оказался десантник Альсаджад Аль Лами, сын эмигрантов из Ирака, который до приезда в США отбыл шесть месяцев обязательной службы в иракских вооруженных силах.

«Пикап, который в настоящее время находится в Кувейте и ожидает доставки в США, является символом изобретательности американского солдата, — сказал подполковник Харрис, командир батальона „Красных дьяволов“ — Это доказательство нашего принципа, который гласит: полученный приказ должен быть исполнен любыми средствами».

А история такова. 16 августа 2021 года солдаты 1-го батальона 504-го парашютно-десантного полка присоединились к другим пехотным подразделениям армии и морской пехоты, развернутым в кабульском аэропорту имени Хамида Карзая, для оказания помощи в эвакуации американских граждан и их афганских союзников после захвата Кабула талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ).

В течение первых нескольких часов Харрису и его солдатам было поручено очистить аэропорт, оттеснить афганских мирных жителей, которые ворвались внутрь в надежде сесть в самолет, и усилить охрану периметра, чтобы обезопасить тех, кто уже находится в аэропорту. Конкретно для роты «Браво» это значило занять территорию, контролируемую находившимся там подразделением афганской армии.

«У нас было только основное оружие, у нас не было крупнокалиберных пулеметов, броневиков с пушками или чего-то еще», — сказал герой истории, американец иракского происхождения Аль Лами.

Однако нечто стоящее было у афганцев, например оливково-зеленый пикап с эмблемами Афганской национальной армии, в кузове которого была смонтирована 14,5-мм пулеметная установка ЗПУ-2 российского производства.

17 августа, когда афганские войска сообщили роте «Браво», что они отходят в другую часть аэропорта, десантники как бы невзначай спросили афганцев, насколько ценным для себя они считают этот пикап?

«У пикапа стояли двое парней, и мы спросили их, есть ли у них ключи от машины, — рассказал Аль Лами. — Они ответили: „Ну, есть ключи, и что?“. А потом они отдали нам эти ключи за две банки жевательного табака».

25-летний Аль Лами родился и вырос в Ираке. Его отец работал переводчиком в американской армии, что вселило в него самого глубокое желание, когда вырастет, служить в армии США. После окончания средней школы Аль Лами сказал, что должен пройти обязательную службу в вооруженных силах Ирака, но в итоге он успел прослужить всего шесть месяцев и вместе с семьей уехал в США.

«Аль-Лами был хорошо знаком с ЗПУ-2, установленной на этом Land Cruiser, — сказал Харрис, командир батальона, в котором служил Аль-Лами. — Поэтому он провел инструктаж для всех моих парашютистов в роте „Браво“ о том, как ее заряжать, как менять ствол, как заряжать его, чтобы все бойцы, которые по очереди заступали на пост, понимали, как использовать эту систему вооружения».

Как сказано в статье, на протяжении нескольких дней российская ЗПУ-2 использовалась американскими войсками для демонстрации силы всем тем, кто находился по другую сторону ворот аэропорта.

«Харрис сказал, что когда рота получила приказ перейти в другой район аэропорта, они взяли с собой и пикап, чтобы показать, каким оружием они обладают, и потому занятые оборонительные позиции неприступны для „Талибана“ (организация, деятельность которой запрещена в РФ)», — передает Task&Purpose слова подполковника Харриса.

«Очевидно же, что в нашем распоряжении была еще большая огневая мощь, которая им просто была не видна. А в действительности эта тойота с русскими пулеметами была единственным, что мы могли показать толпе бородачей, колыхавшейся за стенами аэропорта», — рассказал командир американских десантников.

Однако история о чудо-пикапе также попала на страницы консервативного сайта RedState, в котором событиям был дан совсем другой оборот. Статья в RedState называется «Генерал-майор Донахью приказал снять более 50 человек с одного из последних эвакуационных рейсов из Кабула, чтобы освободить место для сувениров от талибов» (организация, деятельность которой запрещена в РФ):

«В последние часы эвакуации, согласно документально подтвержденным фотографиями и показаниям свидетелей, Донахью приказал всем пассажирам транспортного самолета C-17 сойти, чтобы он мог загрузить в самолет сувенир.

Этим сувениром, или «военным трофеем», была вышедшая из строя Toyota Hilux, принадлежащая исламистам, с полностью исправной российской зенитной автопушкой ЗУ-23, установленной в кузове.

После того, как Hilux был загружен, пассажирам разрешили вернуться в самолет, но, разумеется, для всех не хватило места. По словам присутствовавших на месте, в Кабуле осталось не менее 50 человек, а возможно, и около 100 человек, чтобы освободить место для Hilux».

Стоит заметить, что американские СМИ, возможно, обсуждают два разных случая с совершенно разными тойотами: RedState пишет про пикап с зенитной пушкой ЗУ-23 калибра 23 мм, в то время как Task&Purpose упоминает пулеметную спарку ЗПУ-2 калибра 14,5 мм.

RedState утверждает, что некоторые солдаты, которым было поручено грузить Hilux на C-17, сделали видеозаписи, и стенограммы двух роликов были предоставлены RedState.

На одном из роликов, как пишет RedState, солдат, закатывающий Hilux, заметил: «Ничто так не говорит об американском успехе и процветании, как ЗУ-23 в кузове Hilux». Другой солдат ответил, что Hilux будет поставлен в музей 82-й воздушно-десантной дивизии в Форт-Брэгге в напоминание о том, как дивизия попала в хаотичную ситуацию, но быстро восстановила тактическое преимущество, отжав Hilux у талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ).

Полковник Бретт Ли, представитель 82-й воздушно-десантной дивизии армии США, заявил Task&Purpose, что порочащая командование версия RedState не имеет никакого отношения к реальности: _«Ни один человек не был снят с самолетов, вылетающих из кабульского аэропорта, чтобы освободить место для „Моджахедского Хайлюкса“»

«Даже в последние дни эвакуации воздушное сообщение не было проблемой с точки зрения вывоза американских граждан и наших афганских союзников из кабульского международного аэропорта имени Хамида Карзая», — сообщил пресс-секретарь и профессионально не покраснел.

Командир 82-й воздушно-десантной дивизии генерал-майор Кристофер Донахью заявил, что в случае высшего одобрения легендарный пикап будет «размещен за пределами военного мемориала и музея 82-й воздушно-десантной дивизии», добавив, что оперативный сержант-майор «подтвердил, что этот артефакт надлежащим образом демилитаризован». Попросту говоря, спасительным пулеметам заварили электросваркой стволы.

Читайте также: Победоносное бегство США из Афганистана, или Свято место пусто не бывает