Российские ученые узнали причину образования метастазов после лечения рака

Изображение: youtube.com
Цитата из видео «Онкология: новые подходы к лечению»

Исследование механизмов выхода опухолевых клеток из постхимиотерапевтического шока, приводящих к образованию метастазов, позволило ученым Томского национального исследовательского медицинского центра (НИМЦ) выявить причину этого явления, сообщает 8 июня пресс-служба Министерства науки и высшего образования.

Причину возникновения метастазов после окончания противораковой химиотерапии сотрудники лаборатории онковирусологии НИИ онкологии Томского НИМЦ нашли в неконтролируемой активации генов одного из внутриклеточных сигнальных путей — WNT.

Определить у пациента такую неконтролируемую активацию WNT можно с помощью специальных тестов и применить в этом случае для него более длительную послеоперационную терапию.

Заведующий лабораторией онковирусологии, доктор биологических наук, профессор РАН Николай Литвяков рассказал о проведенном исследовании:

«Известно, что метастатическое заболевание является основной причиной смерти онкологических больных. В ходе раннего клинического исследования мы выяснили, что среди больных раком молочной железы, получавших предоперационную химиотерапию и гормональную терапию после операции, метастазирование происходит только у определенной группы больных».

В эту группу вошли пациенты, в опухоли которых происходила неконтролируемая активация передачи сигналов WNT, вызванная мутациями в определенных генах этого сигнального пути. В генах произошли численные нарушения, такие как образование дополнительных копий участков ДНК генов-активаторов и/или потери участков хромосом негативных генов-регуляторов этого пути.

Это открытие дало ученым основание предполагать, что такие нарушения и стали одной из причин выхода опухолевых клеток из постхимиотерапевтического шока. Правильность этого предположения ученые доказали на культурах клеток рака молочной железы.

Работа томских ученых может быть востребована при лечении онкологии. Высокий риск метастазирования у пациентов можно заранее, до проведения послеоперационной химиотерапии оценить по статусу неконтролируемой активации сигнального пути WNT в клетках опухоли.

Если у пациента наблюдается такая активация, то ему необходима более длительная послеоперационная химиотерапия, тогда как при ее отсутствии, поскольку опухолевые клетки не смогут выйти из постхимиотерапевтического шока, пациентам послеоперационная терапия может совсем не потребоваться.

«Конечно, для подтверждения приемлемости этого подхода необходимо клиническое исследование по назначению или не назначению послеоперационной химиотерапии в зависимости от статуса передачи сигналов WNT. Это и должно стать следующим шагом для воплощения результатов исследования в практику. Кроме того, могут быть разработаны препараты, подавляющие путь WNT, что будет способствовать значительному снижению риска метастазирования после лечения», — пояснил Николай Литвяков.

Результаты работы сибирские ученые представили в статье «WNT-обусловленный механизм выхода из постхимиотерапевтического шока дифференцированных опухолевых клеток», опубликованной в журнале MDPI Onco.