Доходность акций Сбербанка выросла до 9%. Но что с того миноритариям?
Дивидендная доходность по акциям Сбербанка достигла 9%, заявил журналистам министр финансов РФ Владимир Колычев 13 февраля.
«По нашим оценкам, при текущей цене доходность дивидендная порядка 9% составляет, постепенно доходность будет расти в последующие годы», — заметил Колычев.
По словам министра, для правительства это достаточно хорошая доходность.
Колычев пояснил, что техническому правительству трудно выставить оферту миноритариям по акциям Сбербанка в связи с предстоящей продажей Центробанком (ЦБ) доли Сбербанка. Лучше, чтобы это сделал сам ЦБ.
«Будет выставлена оферта для миноритариев. Есть вопрос, почему это делает Банк России, ответ простой — потому что бюджету это делать практически невозможно», — уточнил министр. — «Невозможно посмотреть точный уровень расходов, который потребуется для выкупа. Ну и технологически ЦБ это намного проще сделать, чем правительству».
Напомним, миноритарные (мелкие) акционеры также являются собственниками компании. Однако они практически никогда не допускаются к корпоративному управлению. Заставить владельцев контрольных пакетов акций считаться с мнением миноритариев можно только путем установления соответствующего закона.
Российское законодательство предусматривает выделение миноритариям специальных прав. Это и возможность подачи иска к руководству при несогласии с его финансовой политикой, и кумулятивное голосование, и оферта миноритариям.
Последняя призвана избавить миноритариев от возможных сложностей, с которыми они не желают сталкиваться. Речь идет о выкупе их акций мажоритарием по стоимости не ниже расчетной.
Например, в 2013 году компания «Роснефть» объявила оферту миноритариям только что купленной ею ТНК-ВР. Выделив на оферты 75 дней, «Роснефть» выставила цену за акцию по 67 рублей.
В итоге компания долго спорила с миноритарными акционерами об установленной планке стоимости, что потребовало даже вмешательства сторонних оценщиков. Мелкие акционеры запрашивали минимум 90 рублей за акцию.
В итоге оферту «Роснефти» признали законной, поскольку предложенная ею цена, по заключению экспертов CitiGroup Global Markets Ltd., находилась «в рамках рыночных значений».