Российские полярники рассказали на съезде COMNAP об аэродроме «Зенит»
Историю и методику реконструкции снежно-ледового аэродрома «Зенит» вблизи антарктической станции «Прогресс» представили на съезде Совета руководителей национальных антарктических программ (COMNAP) российские полярники, сообщает пресс-служба ААНИИ 6 июля на официальном интернет-портале.
В 35-м ежегодном съезде COMNAP, состоявшемся в Австралии участвовали 250 делегатов из 36 стран-участниц национальных антарктических программ и организаций-наблюдателей. Россию представляли специалисты Российской антарктической экспедиции ААНИИ.
В рамках съезда прошел однодневный симпозиум «Инновации и сотрудничество», на котором российские участники рассказали о снежно-ледовом аэродроме «Зенит», расположенном вблизи станции Прогресс, а также представили результаты комплексной научно-прикладной программы по исследованию и мониторингу опасных природных объектов и явлений оазиса Холмы Ларсеманн.
Данный район является важным логистическим центром. Сюда доставляются морским путем большие объемы грузов, которые отправляются затем санно-гусеничными походами на внутриконтинентальные антарктические станции «Восток», «Кунльлунь» и «Тайшань».
Ледовая обстановка в заливе Прюдс позволяет проводить морские операции примерно с начала декабря по конец марта, а наземные логистические операции зачастую должны начинаться в начале ноября. Введенный в эксплуатацию в ноябре 2022 года аэродрома «Зенит», способного принимать тяжелые самолеты Ил-76, расширит логистические возможности экспедиционных программ, обеспечивая раннюю доставку грузов.
Так, в течение летнего сезона 2022/2023 годов по маршруту Кейптаун — Зенит — Кейптаун было выполнено четыре рейса самолета Ил-76ТД-90ВД, перевезено в общей сумме 18,8 т полезного груза и 337 пассажиров. Аэродром вынесен за пределы оазиса, и его обслуживание и использование не оказывает воздействия на экосистемы региона, тогда как гравийный аэродром мог бы причинить ущерб оазису.
«Создание полноценного аэродрома в районе холмов Ларсеманн станет новым этапом в развитии воздушной сети региона и расширит логистические возможности экспедиционных программ. В случае необходимости, круглогодичный доступ к своим станциям могут получить не только российская, но и расположенные рядом китайская, индийская и австралийская антарктические программы», — сообщил начальник Российской антарктической экспедиции Александр Клепиков.
Ледовая обстановка в заливе Прюдс позволяет проводить морские операции примерно с начала декабря по конец марта, в то время как наземные логистические операции зачастую должны начинаться в начале ноября. Аэродром «Зенит», открытый в ноябре 2022 года, позволил обеспечить раннюю доставку в этот район большого числа полярников и дополнительных грузов.
Как рассказала главный специалист Российской антарктической экспедиции Светлана Григорьева, взлетно-посадочная полоса составляет 3000 на 60 метров. Толщина уплотненной снежной плиты доведена до одного метра, а тв рдость покрытия в верхней части — до 1,1 МПа. Сформированы торцевые и боковые зоны безопасности,
«Производилось послойное нанесение снежных слоев и их уплотнение специально разработанной в ААНИИ платформой. Одновременно осуществлялся постоянный мониторинг твердости и прочности создаваемых слоев, а непосредственно перед посадкой самолета были выполнены детальные гляциологические и геофизические исследования», — пояснила Григорьева.
Она отметила важность исследований, направленных на выявление и мониторинг опасных природных объектов. За годы работы программы специалисты смогли создать карту с обозначениями всех опасных участков оазиса Холмы Ларсеманн и примыкающих районов ледникового купола. Эта карта вместе с разработанными эффективными методиками мониторинга неблагоприятных явлений и процессов позволила минимизировать риски для инфраструктуры полярных станций, логистических операций и жизни полярников.