Испанские бронемашины М-113 ТОА едут на Украину раньше «Леопардов»
Двадцать испанских гусеничных бронемашин М-113 ТОА армейской транспортной версии были погружены 7 февраля в порту Бильбао и уже едут на Украину, 9 февраля сообщает испанское издание 20 minutos.
Боевые машины прибыли в порт Бильбао из Сарагосы 2 февраля на нескольких автомобильных конвоях. Эту отгрузку министерство обороны готовило с августа, поэтому бронемашины удалось отправить раньше немецких танков Leopard 2, после тюнинга, необходимого после многих лет накопления ржавчины в Сарагосе.
Жизненный цикл большинства этих испанских M-113 TOA уже подошел к концу. Произведенные в США, они начали поступать в арсенал Испании в 1963 году, после заключения военных соглашений с США.
Всего в испанской армии имеется чуть более 1250 единиц М-113, и, по данным вооруженных сил, их последние версии могут продолжать использоваться до 2035 года. Однако уже был план вывода из эксплуатации половины парка ТОА, пишет испанское издание.
Министерство обороны Испании уже получило семь новеньких бронемашин VCR 8X8 Dragon, призванных заменить старые ТОА, сообщает Infodefensa. Возглавляемое Маргаритой Роблес министерство уже определило 2023 год как год запуска проекта по замене старой техники.
Но основная замена начнется не ранее 2027 года и должна завершиться в 2035 году. «Модернизация проводится тыловыми подразделениями Сухопутных войск без какого-либо другого вмешательства со стороны внешних элементов, кроме обеспечения необходимыми запчастями», — поясняет министр бороны Маргарита Роблес.
Бронемашины ТОА, которые испанцы теперь дарят Украине, имеют много модификаций. Среди них оснащенные устройством для пуска противотанковых ракет Spike или гранатометов ЛАГ 40. Их можно использовать как минометный носитель, или средство для саперов, транспортного тылового обеспечения, командного пункта или в качестве санитарной машины.
Оригинальный M113 был разработан и произведен американской компанией FMC Corporation. Он был отправлен в армию США в Европу в 1961 году и впервые был использован в боевых действиях в апреле 1962 года во Вьетнаме, став наиболее широко используемой американцами бронемашиной в той войне.
Его универсальность породила множество приспособлений, которые до сих пор используются во всем мире. По оценкам, в 2008 году было произведено и использовалось более 80 тыс. автомобилей семейства М-113 в более чем 50 странах мира. Его производство закончилось в 2007 году.
Технические характеристики TOA: вес 12 тонн; длина 5,3 м; ширина 2,7 м; высота 2,5 м.
Первые единицы прибыли в Испанию в 1963 году, будучи переименованными в M-113 Transporte Oruga Acorazado (TOA). Машина может развивать скорость до 40 км/ч по бездорожью и до 64 км/ч по шоссе благодаря резиновым накладкам на звенья гусениц. Поскольку это амфибии, они могут пересекать мелкие водоемы, но только очень медленно, со скоростью 5,8 км/ч. Автономия машины до 480 километров.
Их броня не спасает от боеприпасов или противотанковых ракет, но зато это очень маневренная бронированная машина. На внешней стороне его башенки (которая может вращаться на 360 градусов) установлен 12,7-мм пулемет Browning M2 HB. Наводчик, управляющий им, не имеет защиты от огня противника.
Другое дело его интерьер. Испанский M-113 имеет броню из алюминия, магния и марганца толщиной от 19 до 32 мм. Таким образом, он защищен от снарядов штурмовых винтовок и осколков, но не от боеприпасов или противотанковых ракет. Экипаж ТОА состоит из водителя и командира. Рядом с ними, в десантном отделении, могут сидеть десять солдат в полной экипировке (по пять с каждой стороны).