В Новгородском кремле начались раскопки на месте церкви Бориса и Глеба

М. Авилов. Опричники в Новгороде
М. Авилов. Опричники в Новгороде

Ранее не изученный участок в Новгородском кремле, на котором находилась церковь Бориса и Глеба, начали исследовать специалисты Новгородского архитектурно-археологического отряда Института археологии РАН под руководством Владимира Седова, сообщает пресс-служба правительства Новгородской области 5 июля на официальном сайте.

Церковь Бориса и Глеба в Новгородском кремле — это шестистолпный храм, построенный в XII веке по заказу новгородского купца Сотко Сытинича. Ученые считают, что Сытинич мог быть прототипом былинного героя Садко.

В Новгородском музее-заповеднике сообщили, что раскопки станут продолжением исследований, начавшихся в 2008 году. Работа проводится с целью изучить фундаменты Борисоглебского храма и культурные слои домонгольского и средневекового периодов, а также определить точный план церкви и последовательность ее перестроек.

Церковь Бориса и Глеба была построена в 1167–1173 годах и неоднократно перестраивалась. Она обрушилась в середине XVII века, и сейчас ее фундамент полностью скрыт под землей. О существовании ее здания напоминает небольшая церковь Андрея Стратилата, которая была одним из приделов большого храма.

Новгородские археологи Александр Строков и Владимир Богусевич в 1940–1941 годах начали раскопки памятника, но в связи с начавшейся войной раскоп был засыпан. На участках, затронутых раскопками довоенного времени, в 2008 2020 годах работали археологи ИА РАН. Сохранившиеся документы не содержат данных о точном плане храма. Археологи планируют в 2021 году провести исследования на участке площадью около 50 кв. м, который ранее никогда не изучался.

«Мы приступаем к обследованию участка, на котором будут квадраты, не охваченные раскопками 1940–1941 годов. В перспективе мы планируем изучить весь памятник, но поскольку храм занимает очень большую территорию, мы исследуем его фрагментами, поочередно раскрывая небольшие участки», — сообщила ученый секретарь ИА РАН Марина Вдовиченко.