1. Война с историей
  2. Эхо Второй мировой войны
Мадрид, / ИА Красная Весна

Умер последний испанский антифашист, выживший в Маутхаузене

Узники Дахау во время освобождения войсками США. Фотография из Национального Архива США. 29 апреля 1945
Узники Дахау во время освобождения войсками США. Фотография из Национального Архива США. 29 апреля 1945

Последний оставшийся в живых из 7500 испанцев, отправленных в концлагерь Маутхаузен в Австрии, умер в возрасте 101 года, 5 октября сообщает The Guardian.

«Когда он оглянулся назад, он сделал это без ненависти, несмотря на то, что он перенес. Но он никогда этого не забывал и беспокоился, что нечто подобное может повториться. Я помню, как он однажды сказал мне, как он был удивлен и обеспокоен тем, насколько большую поддержку получают ультраправые во Франции. Именно с этим он боролся раньше и этого боялся», — сказал журналист и историк Карлос Эрнандес де Мигель.

Хуан Ромеро, который родился в Кордове в 1919 году, был подростком, когда началась гражданская война в Испании, и сражался за республиканцев вплоть до битвы на Эбро, где он был. Перейдя границу с Францией вместе с 500 000 товарищей-республиканцев в 1939 году, Ромеро вступил во Французский Иностранный легион. Летом 1940 года он был схвачен нацистами и отправлен в Маутхаузен, где 5200 испанцев-республиканцев были убиты или умерли от голода.

Около 100 000 мужчин, женщин и детей погибли в лагере до того, как он был освобожден войсками США в мае 1945 года. Ромеро выжил и поселился во Франции, где в 2016 году был награжден орденом Почетного легиона.

Только в этом году Испания признала его в качестве жертвы. В августе заместитель премьер-министра Кармен Кальво поехала в дом Ромеро в Эйе, во Франции, чтобы вручить ему сертификат, подтверждающий его преследование и долг Испании перед своими антифашистами.

Журналист и историк Карлос Эрнандес де Мигель рассказал, что судьба Ромеро и многих тысяч других испанцев тщательно скрывалась во время и даже после диктатуры Франко.

В то время как с теми, кого депортировали во Францию, Бельгию или Голландию, обращались как с жертвами и героями из-за всего, через что они прошли, о тех кто прошел через Маутхаузен забыли. Их история была скрыта диктатурой Франко в попытке скрыть свои очень тесные связи с нацистским режимом. Когда Гитлер проиграл войну, испанские власти фальсифицировали историю.