Кургинян: отказ от «политики невозможного» является фатальным для Израиля

Констанс Майер. Мечта о счастье. 1819
Констанс Майер. Мечта о счастье. 1819
Констанс Майер. Мечта о счастье. 1819

Усилия еврейского народа по созданию государства Израиль были фантастическим примером «искусства невозможного», а отказ от этого «невозможного» и сведение израильской политики только к повседневным задачам может привести Израиль к гибели, заявил политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян в передаче «Смысл игры», опубликованной 9 июля на YouTube-канале движения.

По мнению политолога, нельзя сводить политику только к «искусству возможного», как определил ее суть Отто фон Бисмарк. Кургинян подчеркнул, что создание современного Израиля было делом практически невозможным, государство было построено практически на пустом месте после тысячелетий существования евреев без собственного государства.

«Представители еврейского народа, будучи в рассеянии, тысячелетиями собирались и в определенное время произносили загадочную почти магическую фразу „До встречи в Иерусалиме“, а потом взяли и встретились 1949 году по воле еврейского народа», — отметил политолог.

Он подчеркнул, что при всех сопутствующих этому процессу издержках и условностях создание Израиля в достаточно некомплиментарном окружении было «абсолютно фантастичным» деянием, которое требовало соответствующих людей.

«Эти люди были. Они обрабатывали мотыгами болотистые и гнилые земли, на которых потом разместились плодородные поля, они голодали, они воевали, они сгорали под этим непривычным для них солнцем, уезжая из Европы и других северных стран, они давали отпор своим противникам, не обладая для этого какими-то избыточными возможностями. Вся эта фантастика была… Эта фантастика и была искусством „невозможного“. Это было „невозможное“, ставшее „возможным“», — подчеркнул Кургинян.

По мнению аналитика, Израиль не пошел по пути мобилизации и создания аскетичного военизированного государства, которое необходимо для выживания в существующей враждебной ему среде. «Теперь правит бал в Израиле искусство „возможного“. Оно умело разруливает сотни частных ситуаций, проявляет незаурядный талант в каких-то деталях и какое-то время будет давать какой-то успех», — считает политолог.

Но, по его мнению, подобная смена отношения к политике абсолютно фатальна для Израиля. «Нельзя построить маленькое еврейское государство в миллиардном ненавидящем тебя исламском поле и задать этому государству параметры, свойственные обществу потребления, какой-нибудь Дании, Швейцарии или Бельгии… Это фатально. Это самоубийственно», — подчеркнул Кургинян.

Политолог отметил, что в разговорах с израильскими политиками часто слышал похожие высказывания в стиле «по одежке протягивай ножки», что политика страны обусловлена определенными параметрами существования — «народом», «международными раскладами» и тому подобным. Но история израильских кибуцов дает положительный пример опоры на «политику невозможного» и содержит в себе шанс на выживание Израиля, считает Кургинян.

«Если бы аскетизм тогдашних кибуцев был воспринят, и, если бы в итоге страна была построена на новых идеологических основах и при этом как военный лагерь — на основе предельной мобилизации, как единый замок государства крестоносцев, то, может быть, тогда это государство крестоносцев стратегически бы и выстояло, и построило какие-то другие отношения в регионе… Но произошло то, что произошло», — подчеркнул аналитик.

«Вся история Израиля после начала 70-х годов — это сочетание некоей политической триумфальности „возможного“ и абсолютного провала в сфере „невозможного“. Этот провал в сфере „невозможного“ в конечном итоге и породит определенные процессы в Израиле, а искусство „возможного“ чуть раньше или чуть позже доведет страну до ручки», — отметил Кургинян.

По его мнению, в момент кризиса может оказаться, что уже не осталось тех людей, которые способны творить «невозможное», или же окажется, что подобные люди уже являются «тупо и бесперспективно фашистскими», подытожил политолог.