«Сталин был по-настоящему взволнован. Он даже не выступил с ответной речью»

Сталин, Рузвельт и Черчилль на Тегеранской конференции (1943 г.)
Сталин, Рузвельт и Черчилль на Тегеранской конференции (1943 г.)

Легендарному советскому разведчику Зое Зарубиной исполнилось бы сегодня 100 лет. Зоя Васильевна Зарубина руководила переводом программы США по разработке ядерного оружия. Программа «Манхэттенского проекта» была получена советской разведкой в 40-е годы.

ИА Красная Весна впервые публикует новые фрагменты воспоминаний Зои Зарубиной.

О переводах «Манхэттенского проекта»

Испытание «Тринити» — взрыв первой атомной бомбы «Штучка» (англ. Gadget) на полигоне Аламогордо в США 16 июля 1945 года
Испытание «Тринити» — взрыв первой атомной бомбы «Штучка» (англ. Gadget) на полигоне Аламогордо в США 16 июля 1945 года
года194516 июляСШАвАламогордополигоненаGadget)(англ.«Штучка»бомбыатомнойпервойвзрыв«Тринити» —Испытание

«Проект Манхэттен» — кодовое название программы США по разработке ядерного оружия, осуществление которой началось 13 августа 1942 года.

Как-то вызвал меня к себе П. А. Судоплатов, дал в руки увесистую пачку ксерокопий и сказал: «Сейчас тебя приведут в комнату и закроют на ключ. В комнате есть все необходимое для работы». Там же стоял огромный сейф, где я, уходя, должна была оставлять все документы и мои переводы. Мне было сказано, что формируется группа специалистов-переводчиков, но пока иметь дело с этими техническими бумагами придется мне. В комнате был и технический словарь, от которого было мало пользы.

Поначалу незнакомый текст представлялся мне «китайской грамотой». Я сидела над листками с непонятными терминами и чуть не плакала. Я знала английский почти как русский, но не была физиком, и смысл формул и чертежей все время ускользал от меня. Это сегодня любой грамотный человек знает слова, вроде «цепной реакции», «обогащенного урана» и тому подобного, но откуда я могла их знать тогда? Да и азы физики, полученные в школе, подзабыла. Поэтому, когда в комнате появился научный руководитель атомного проекта Игорь Курчатов и взглянул на мои листки, то, поинтересовавшись моей школьной отметкой по физике — пятерка — лишь пожал плечами и заметил — полная абракадабра.

Чуть не плача, я принялась по новой переделывать свой перевод, параллельно вспоминая азы физики. Через некоторое время и несколько неудачных попыток я наконец услышала: «Ну вот, что-то вырисовывается». Пожалуй, на тот момент это была наивысшая для меня похвала.

О Тегеранской конференции

Лично на меня огромное впечатление произвел торжественный момент вручения Сталину Почетного меча короля Георга VI в знак преклонения перед мужеством и храбростью советских воинов, участников Сталинградской битвы. Тогда слово Сталинград с восхищением повторяли во всем мире. Именно в ходе Сталинградской битвы гитлеровской армии был нанесен сокрушительный удар. И вот, на Тегеранской конференции, Черчилль вручил Почетный меч Сталину, отдавая дань уважения подвигу нашего народа. Сталин был по-настоящему взволнован. Он даже не выступил с ответной речью. Просто поцеловал эфес меча и сказал: «Спасибо».

Зоя Васильевна Зарубина (1920 — 2009) — советский разведчик, офицер госбезопасности, участник Великой Отечественной войны. Как переводчик работала на Ялтинской, Тегеранской и Потсдамской конференции. В 1969 году открыла первые курсы переводчиков для ООН.