Шведские исследователи отправились изучать останки парома «Эстония»

Изображение: (cc) Mark Markefelt (1918–2009)
Паром «Estonia» в то время, когда он носил название «Viking Sally»
Паром «Estonia» в то время, когда он носил название «Viking Sally»
Паром «Estonia» в то время, когда он носил название «Viking Sally»

Экспедиция по исследованию находящихся на дне Балтийского моря останков затонувшего парома «Эстония» стартовала в Швеции, сообщает 6 июня информационное агентство TT.

Это вторая экспедиция в 2022 году к останкам потерпевшего крушение пассажирского парома. Ранее в конце мая члены экспедиции, организованной Эстонским комитетом по расследованию несчастных случаев, провели лазерное сканирование затонувшего судна.

Участники стартовавшей 6 июня экспедиции повторно обследуют затонувший паром с помощью фотограмметрии под руководством Шведского совета по расследованию несчастных случаев (SHK). Как объяснял ранее заместитель генерального директора SHK Юнас Бекстранд, при фотограмметрии делают много фотографий, которые затем объединяют в трехмерное изображение.

«Это означает, что вы получаете хороший обзор, можете увеличивать и уменьшать масштаб, вращать и поворачивать изображение на компьютере, чтобы увидеть всё, что возможно увидеть», — сказал Бекстранд.

Исследования проводит компания Ocean discovery из Вестервика в сотрудничестве с датской компанией JD-Contractor. Отмечается, что работы будут направляться и Шведским, и Эстонским комитетами по расследованию несчастных случаев.

Напомним, паром «Эстония», следовавший из Таллина в Стокгольм, потерпел крушение ночью 28 сентября 1994 года в финской зоне ответственности по поиску и спасанию на море. На борту находились 989 человек, из которых выжили только 137 человек.

По итогам официального многолетнего расследования, которое было прекращено в 2009 году, комиссия сделала вывод, что причиной затопления парома стали отвалившиеся носовые ворота (визоры) и сильный шторм. Власти Швеции, Эстонии и Финляндии отказались поднимать обломки и запретили кому-либо опускаться туда, объявив это место коллективным захоронением. Существовали планы построить саркофаг вокруг места кораблекрушения, но в конце концов судно засыпали несколькими тысячами тонн гравия.

СМИ сообщали, что документалист Хенрик Эвертссон несмотря на запрет спустил к остову судна робота, который сделал съемки. Робот зафиксировал пробоину длиной около четырех метров и шириной примерно 1,2 метра в корпусе судна. Информация о пробоине отсутствовала в официальном отчете комиссии. По итогам съемок в 2020 году был выпущен документальный фильм «Эстония»: находка, которая меняет все».

Эксперты утверждают, что подобная пробоина не могла стать результатом взрыва на борту, но могла быть вызвана внешним ударом силой в 500-600 тонн. Бывший глава эстонской комиссии по расследованию гибели парома Маргус Курм предположил, что причиной крушения стало столкновение с подводной лодкой.

Изображение: Вооруженные силы Швеции (www.forsvarsmakten.se)
Шведская подводная лодка HMS Södermanland
Шведская подводная лодка HMS Södermanland
SödermanlandHMSлодкаподводнаяШведская

В Эстонии потребовали нового расследования катастрофы. В 2021 году были возобновлены исследования остова потонувшего парома.