США и Израиль по-своему видят будущее Сирии и навязывают его миру
США и Израиль хотят навязать свою позицию по Сирии всем участникам процесса, считает старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов. Он озвучил свое экспертное мнение 25 января на круглом столе по итогам переговоров президентов России и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана.
По мнению Долгова, позиция США не изменилась со времен прежней администрации Белого дома. Есть однозначное требование ухода президента Сирии Башара Асада, утверждение в его нелегитимности. Эта позиция сейчас так прямо не выдвигается на первый план, но цели остаются прежними. Если не удается убрать Асада, то нужно расчленить Сирию, что мы сейчас и наблюдаем в какой-то степени. Зона Идлиба не подконтрольна сирийскому правительству. Если сейчас будет создана буферная зона, то она будет по сути своей оккупирована и также неподконтрольна Дамаску.
Турецкая политика созвучна политике США в регионе, хотя там существуют разные позиции по курдам — США поддерживает курдов, Турция борется против них, считая их террористическими формированиями. Но поддержка курдов американцами может в любой момент прекратиться, такие прецеденты уже были — США оказывают помощь каким-то силам пока им это выгодно, и тут же прекращают, если заинтересованность в этих силах пропадает, как это было в истории с Мубараком и Бен Али. Интересы Турции и США совпадают в попытках расчленения Сирии.
Далее Долгов затронул позицию Израиля. Он рассказал, что Россия заявляла о поставке в Сирию систем С-300, но продолжающиеся израильские атаки на военные объекты сирийской армии, например, недавний обстрел аэропорта под Дамаском, говорят о том, что обещанные системы радиослежения, радиоэлектронной разведки до сих пор не поставлены. Поэтому Израиль ведет себя безнаказанно, их самолеты заходят в Сирию с ливанского воздушного пространства и поражают те цели, которые считают нужными, мотивируя это тем, что проиранские силы угрожают безопасности Израиля. Возможно это и так, но нужно решать вопрос политически. И Россия должна сыграть в этом сложном вопросе взаимоотношений Израиля и Ирана роль арбитра на переговорах.
И выходить из сложного сирийского конфликта нужно политическими путями, а это предусматривает участие в процессе политических сил, а не вооруженных группировок, как это происходит сейчас. Что делать с группировками в Идлибе, с курдскими воинскими формированиями после того, как оттуда выйдут американцы? Надо ли разоружать курдов, либо они вольются в ряды сирийской правительственной армии и полиции? Эти вопросы остаются открытыми, но непременно надо исходить из того, что курды — это часть сирийского народа и они должны интегрироваться в сирийский политический процесс.
Вопросы сложные, считает эксперт, и наши «партнеры» в Женеве не захотели решать вопросы политического урегулирования и Конституционного комитета, работа по которому буксует. А все участники политического процесса должны прийти к какому то консенсусу по политическому конституционному устройству Сирии, но это невозможно сделать в условиях войны. И превращение вооруженных формирований в политические силы — основная задача, которая пока не решена.
Джебхат ан-Нусра (организация, деятельность которой запрещена в РФ) — радикальная группировка, она правит бал. В этих условиях вопрос решения сирийского кризиса политическим путем — дело даже не завтрашнего будущего. И зависит оно от внешних акторов, интересы которых зачастую совсем не совпадают.
Нужно предоставить сирийскому народу решать свою судьбу, но пока эти решения навязываются извне в интересах внешних акторов.
Напомним, президент Владимир Путин 23 января провел в Москве переговоры с турецким президентом Реджепом Эрдоганом. Предметом переговоров стал предстоящий вывод американских войск из Сирии, вопросы взаимодействия двух стран в вопросе урегулирования сирийского конфликта, создание Конституционного комитета и др.