logo
  1. Социальная война
  2. Социальные процессы на постсоветском пространстве
Новость, / Ташкент

В Узбекистане введено обязательное одиннадцатилетнее школьное обучение

книги, чтение, литературакниги, чтение, литература
klimkin, pixabay, cc0

Указ «О мерах по коренному совершенствованию системы общего среднего, среднего специального и профессионального образования» подписал президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 25 января, сообщает Sputnik-Узбекистан.

В указе признается, что существующая в Узбекистане система образования является слабой. Эта слабость, по мнению авторов документа, стала причиной того, что в стране стало много безработных, особенно среди молодежи.

В документе подчеркивается, что особенно плачевная ситуация сложилась в колледжах, в которых школьники Узбекистана завершают среднее образование. В документе говорится: «Формальное отношение в профессиональных колледжах к организации учебного процесса и духовно-нравственному воспитанию учащихся, неэффективный механизм организации их свободного времени» приводили не только к низкому уровню образования, но и росту преступности в стране.

В соответствии с указом, начиная с 2018–2019 учебного года в Узбекистане вводится всеобщее обязательное бесплатное одиннадцатилетнее образование.

Напомним, что реформа образования в Узбекистане активно обсуждалась во второй половине 2017 года. Суть обсуждаемой тогда реформы состояла в создании возможности для старшеклассников получать рабочие профессии на базе одиннадцатилетней школы.

Комментарий редакции

Стоит отметить, что переход к системе образования 9 классов + колледж был осуществлен в 90-е годы, когда в Узбекистане был сильный отток специалистов, в основном русских, уезжавших в Россию. Стремясь получить новых специалистов как можно быстрее, правительство решило искусственно ускорить их обучение. Это делалось не только в секторе среднего специального, но и в секторе высшего образования.

Одним из аргументов для перехода от советского пятилетнего образования в технических вузах на четырехлетнее (бакалавриат) было то, что стране срочно требуются специалисты.

Трудно сказать, только ли это оказало негативное влияние на уровень узбекского образования. Преподаватели и студенты отмечают, что и переход на латинскую графику, вместо кириллицы, и отток высококлассных кадров, в том числе и в сфере образования, и принятие узбекского языка единственным государственным, и общий экономический кризис, и, в конце-концов, распад СССР и создание ситуации, когда советские специалисты, массово приезжавшие в Узбекскую ССР в советские годы, вынуждены были уезжать в свои родные города, все это вместе оказало свое негативное влияние на уровень школьного, среднего специального и высшего образования в республике.

То, что новое руководство республики начало исправлять очевидные ошибки предыдущего руководства не только в сфере образования, но и в других сферах, внушает массу надежд. По словам жителей республики, многие шаги постсоветского руководства трудно было объяснить чем-либо, кроме целенаправленной политики на разрыв со своим советским прошлым даже в ущерб своим интересам.

Как один из примеров стоит привести хотя бы то, что Узбекистан является одной из немногих стран, которая имеет огромные транспортные издержки при поставке своей продукции в другие страны, так как имеет выход к морю через две другие страны. Морской путь на сегодня является самым дешевым. Несмотря на это Узбекистан не вошел в Таможенный союз, хотя рядовое население республики очень этого ждало.