Ученые: вещества, содержащиеся в пластиковой посуде, вредны для беременных

Изображение: (сс) fotoblend
Пластиковые бутылки

Смесь фталатов и бисфенолов, содержащихся, например, в составе бутылок для воды, даже в дозах, установленных как безвредные для организма человека, отрицательно воздействует на эндокринную систему беременных и может привести к задержке развития речи у родившегося ребенка, установила группа ученых из Европы и США. 18 февраля статья с результатами их исследования опубликована в журнале Science.

Фталаты и бисфенолы, а также перфторированные органические соединения применяются в качестве пластификаторов в бутылках для воды и других напитков. Также бисфенолами покрывают внутренности банок. Есть они и в трубах, используемых на предприятиях, производящих продукты питания.

В своей работе ученые указывают, что воздействие химических веществ, содержащихся в окружающей среде и разрушающих эндокринную систему, может вызвать множество потенциальных проблем со здоровьем у людей. Однако такое воздействие не является изолированным, а правила экологической безопасности, которые учитывают только дозы отдельных химических веществ, не принимают во внимание одновременное воздействие нескольких веществ.

В своем исследовании ученые остановили свой выбор на фталатах и бисфенолах, являющихся ксеноэстрогенами, так как молекулы этих очень широко распространенных соединений по форме аналогичны женским половым гормонам. Ученые доказали, что их наличие в организме беременной нарушает обычное развитие плода и отражается на умственном развитии ребенка в дальнейшем.

Ученые проанализировали данные о наличии в крови и моче беременных женщин в Швеции таких ксеноэстрогенов, как фталаты и бисфенолы. После чего провели эксперименты. Сначала in vitro — по изучению их совместного воздействия на выращенные из первичных нервных стволовых клетках плода человека трехмерные органоиды коры головного мозга.

Было установлено что они вмешиваются в работу гормональных путей и нарушают регуляцию экспрессии генов (воспроизводства белков) и биологических путей, которые причинно связаны с расстройствами аутистического спектра.

Также был проведен ряд экспериментов in vivo — на рыбах и лягушках, которые показали аналогичную картину. Гормональное регулирование развития животных серьезно нарушалось даже при допустимом по отдельности для каждого соединения ксеноэстрогенов уровне.

Объединив экспериментальные и эпидемиологические данные о шведских беременных женщинах, ученые установили связь неблагоприятного развития нервной системы, вызванного наличием смеси ксеноэстрогенов, не превышающего уровень каждого из них, с задержкой речи у ребенка. Используя полученные экспериментальные данные для оценки риска, ученые обнаружили повышенную вероятность задержки речи у потомства до 54% беременных женщин.

Эти результаты, подчеркивают исследователи, указывают на необходимость учета влияния смесей химических веществ во время проведения испытаний по оценке их воздействия на организм человека.