1. Война с историей
  2. Война в истории
Санкт-Петербург, / ИА Красная Весна

Глава Эрмитажа заявил, что «войны памяти» могут быть разрушительными

Изображение: © ИА Красная Весна
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский

Профессиональные историки, думающие об этической стороне истории, должны открыто поговорить о влиянии на людей исторических и псевдоисторических сочинений, заявил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский 29 октября на первом Международном историческом форуме в Санкт-Петербурге, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Пиотровский подчеркнул, что «история очень популярна сегодня, она более популярна, чем это сегодня нужно, по-моему». Он отметил, что очень часто «история превращается в основу для войн памяти».

Как сказал Пиотровский, одна из главных задач музейной истории — работать на то, чтобы войны памяти превращать в диалоги культур. «Потому что любая музейная вещь может быть основой для совершенно страшных войн, не только памяти, а вообще войн», — подчеркнул глава Эрмитажа.

Он добавил, что «музейная наука, музейная история имеет свои особенности, потому что в ней лежат вещи, и вещи красноречивее всего». По мнению Пиотровского, можно сколько угодно спорить о пришествии варягов в Русь, но в Эрмитаже лежит Старая Ладога, можно много говорить о дате освобождения Руси от монголо-татарского ига, а в Эрмитаже лежит камень Тимура.

Также Пиотровский в своем выступлении затронул тему блокады Ленинграда. «Эрмитаж является одним из лучших источников разговоров о блокаде, сегодня это острая и больная тема, сама блокада и тот миф, который о блокаде создавался. То, что последовало потом, все это сконцентрировано в стенах Эрмитажа, все это дышит», — сказал он.

Читайте также: Человек в истории! В Петербурге открылся Международный исторический форум

Отметим, первое упоминание о поселении Старая Ладога относится к 862 году, его связывают призванием новгородцами на княжение Рюрика, сделавшиего Ладогу своей столицей. Само поселение появилось более чем за сто лет до этого события, в 753 году.

Плиту с надписью Тимура (Тамерлана), сделанную во время похода полководца из Самарканда против хана «Золотой орды» Тохтамыша в 1391 году, привезли в ленинградский Эрмитаж в 1936 году. Плита была найдена в Улытауском районе Карагандинской области, на вершине одной из сопок Улытауских гор. Это первый поход Тимура на «Золотую орду». В сражении 18 июня 1391 года на реке Кондурче войска Тимура разбили войско Тохтамыша.

Комментарий редакции

Поднятый вопрос директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским о так называемых «войнах памяти», которые могут стать спусковым крючком для развертывания разрушительных классических боевых действий, является очень важным. Эксперты заявляют, что тема диссертации советолога, социолога и государственного деятеля США польского происхождения Збигнева Бжезинского звучала так: «Актуализации исторического времени». Другое ее название — «Воскрешение мертвого времени».

На основе работ по данной тематике конструировались конкретные технологии по столкновению народов на почве разжигания страстей на базе конфликтов в прошлом. Если рассматривать то, каким образом начинался конфликт в Нагорном Карабахе в конце восьмидесятых годов прошлого века, то видно, как исторические противоречия азербайджанского и армянского народа использовались для радикализации противостояния.

Сюда подверстывались не только историческая борьба между азербайджанским и армянским народами за данную территорию, которая действительно имеет место быть, но и геноцид армян в Турции. Азербайджанцы и турки являются двумя ветвями народа Огуза. Данный факт, напрямую не имеющий отношения к Карабаху, использовался для наращивания уровня конфликтности.

Результат этого — несколько лет горячих боевых действий, десятки тысяч убитых и точка нестабильности на Кавказе на долгие годы, которая может взорваться в любой момент.

Стоит добавить, что в популяризации истории нет ничего плохого, а даже наоборот, это надо использовать для того, чтобы бороться с исторической ложью, опираясь на конкретные факты. Война за историю существует, она продолжается каждый день, проигрыш в ней приводит к реальным человеческим жертвам и к историческим травмам народов, развивая в них комплекс неполноценности со всеми вытекающими последствиями.