Процесс образования в школах приносят в жертву ради отчетов — учитель

Фундаментальная проблема российского образования заключается в том, что само образование не находится в приоритете, заявила учитель одной из ростовских школ Наталья М. 21 октября в комментарии корреспонденту ИА Красная Весна.
«Учителей реальная нехватка. Пока я работала в школе, у нас был большой дефицит самых разных учителей. По 40 учебных часов тащили на себе учителя в глубоком возрасте, особенно математику. Учителя физкультуры менялись каждые несколько месяцев. Информатику ведут учителя других предметов (например, учитель русского или математики), лишь бы хоть как-то закрыть катастрофическую нехватку кадров», — сказала учитель.
По ее словам, когда из школы ушла завуч по воспитательной работе, на ее место не могли найти замену: идти на эту должность никто не хотел и пришлось взять «человека с улицы» без необходимого опыта. Она отметила, что молодые учителя приходят в школу и работают на энтузиазме, но проще расстаются с местом работы, а старшее поколение тащит на себе большую часть нагрузки, привыкнув к тяжелому ритму.
«Уровень преподавания хороший, но многие дети очень расслаблены и постоянно отвлечены на телефон, систематически не делают домашние задания, из-за чего страдает качество образования. В школах царит закон: ставьте в четверти „3“, потому что для того, чтобы поставить „2“ нужно писать кучу бумажек и проводить целую работу, на которую у учителей нет сил и желания. Поэтому неучей на тройках протаскивают в следующие классы и потом помогают им „не завалить“ ОГЭ», — рассказала учитель.
По мнению Натальи М., главная проблема школьного образования заключается в том, что учителя завалены какой угодно работой, кроме своих прямых обязанностей, и их основной функцией — учить детей предмету — постоянно жертвуют.
«Происходит это в связи с бесконечными мероприятиями. Сейчас проводятся тысячи конкурсов, олимпиад, выставок, концертов на самые замечательные темы, всевозможные воспитательные мероприятия, но всё это происходит за счет учебного процесса. От школ требуют участия, показывать какие-то результаты, участие детей, работу педагога — чем этого больше, тем лучше для отчетов. На практике это отвлеченный на мероприятия учитель, дети, сорванные и пропущенные уроки, съехавшая программа, какая-то постоянная скачка. При этом учителей также отправляют на разные мероприятия для педагогов, полезность которых вызывает большие сомнения», — сказала учитель.
Она также отметила высокую загруженность классных руководителей: «От них требуют какие-то постоянные отчеты то по одним категориям детей, то по другим, то что-то выяснить у родителей, то обеспечить участие родителей в дне пап, мам, постоянно уговаривать родителей участвовать в голосованиях то по паркам, то по конкурсам, привлекать их в новые мессенджеры, привлекать их на выборы, причем за конкретных кандидатов. Школа превращена в какой-то многофункциональный центр в угоду чьим-то постоянным отчетам».
По мнению педагога, не нужно отменять все конкурсы и мероприятия, но их должно быть какое-то разумное количество и без постоянного отрыва учеников и учителей от учебного процесса, без дергания родителей по вопросам, которые волнуют только лишь администрацию.
Еще одной проблемой Наталья М. назвала низкие зарплаты учителей: «Если учитель не имеет опыта работы и разряда, то его зарплата может быть ниже прожиточного минимума, тогда ее дотягивают до минимума и платят его. Поэтому многие молодые люди, отучившись в пединституте, не идут работать в школу. Чтобы что-то заработать в школе, нужно иметь большой опыт, две ставки, классное руководство, всевозможные проверки тетрадей и т. п. Это очень тяжело и превращает учителя в человека с истощенной нервной системой. А потом в Сети появляются ролики как какой-нибудь учитель неадекватно себя ведет с учениками, при этом для того, чтобы пресечь хамство в свой адрес, механизмов мало: пожаловаться родителям, написать докладную, в общем-то и всё».
По мнению учителя, фундаментальная проблема образования заключается в том, что «оно в системе образования не в приоритете — в приоритете имитация бурной деятельности, отчеты, приносящийся в жертву процесс образования». Она отметила, что есть и другие проблемы, но именно эти подкашивают всю систему образования.
Также Наталья М. подчеркнула, что ничего не слышала про Стратегию развития образования на период до 2036 года, которая уже обсуждается на самом высоком уровне, но о которой практически ничего не известно.
Напомним, 15 октября общероссийская организация защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» опубликовала открытое обращение родительское общественности президенту России Владимиру Путину. В нем отмечается, что сфера образования в России находится в кризисном состоянии, а также проблематизируется планируемое внедрение большого количества новых подходов, которые нанесут очередной сокрушительный удар по российскому образованию.
Ознакомиться с текстом обращения: Открытое обращение родительской общественности
Особое внимание общественники обратили на разрабатываемую Стратегию развития образования на период до 2036 года, документ, которой так и не был опубликован для общественного обсуждения.