Пилот Ryanair нарушил инструкцию, посадив самолет в Минске — Минтранс РБ
Пилот самолета Ryanair, совершивший экстренную посадку в аэропорту Минска из-за ложного сообщения о минировании в мае 2021 года, нарушил инструкцию, посадив борт не в Вильнюсе, заявил глава департамента по авиации минтранса Белоруссии Артем Сикорский 14 декабря в интервью телеканалу «Беларусь 1».
По словам Сикорского, в СМИ публикуются записи предполагаемого разговора белорусского диспетчера и пилота самолета Ryanair, в которых делается упор на то что пилоту был передан код «красный» — код чрезвычайного происшествия.
«Это самый главный вопрос… Что значит для летчика код „красный“? Это значит, что он должен приземлиться на ближайшем аэродроме. В тот момент, когда самолет разворачивался, ближайший аэродром был в Вильнюсе, он находился в 70 километрах от самолета, но самолет не думал ни снижаться, ни сбрасывать скорость, чтобы войти в посадочное положение», — пояснил Сикорский.
В этой связи глава департамента по авиации задался вопросом, почему литовский пилот на самолете, зарегистрированном в Польше — «нарушил инструкцию»?
При этом он напомнил, что белорусская сторона регулярно запрашивает внутрикабинные переговоры, либо переговоры пилота с диспетчером Вильнюса. Эта запись позволит разобраться в том, почему Ryanair полетел в Минск.
Кроме того, по словам Сикорского, предположения о том, что диспетчер получал инструкции от сотрудника КГБ Белоруссии, передавая пилоту код «красный», являются абсурдом.
«Получается, что „сотрудник“, наоборот, способствовал тому, чтобы самолет полетел в Вильнюс… Самолет мог полететь на базовый аэропорт в Варшаве, по-моему, ближе, чем до Минска, … должен был полететь в Вильнюс», — рассказал глава департамента.
По его словам, решение о посадке самолета принимает его командир, а диспетчер может только передать информацию и сопроводить борт в белорусском воздушном пространстве до выбранного им места посадки. Функция диспетчера — обеспечить безопасную навигацию.
«Дайте переговоры — может, на этом все и закончится. По тем материалам, которые мы видели в промежуточном отчете ИКАО, там не написано, что предоставлены переговоры между пилотами в кабине», — уточнил Сикорский.
Напомним, 23 мая самолет авиакомпании Ryanair, выполнявший рейс из Афин в Вильнюс, совершил экстренную посадку в аэропорту Минска из-за сообщения о минировании, которое впоследствии не подтвердилось.
На борту летел бывший редактор оппозиционного Telegram-канал NEXTA Роман Протасевич и его соратница Софья Сапега, которые при проверке документов в минском аэропорту были задержаны органами правопорядка Белоруссии.
Против Протасевча возбудили уголовное дело по нескольким статьям, в том числе по статье «организация массовых беспорядков», за что ему грозит до 15 лет заключения. Сапега обвиняется в разжигании социальной вражды и розни, кроме того, ее обвиняют по статье о групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок.
Протасевич и Сапега согласились и начали активно сотрудничать со следствием. Также они были переведены из-под стражи под домашний арест.