Экономист пояснил суть спора Дерипаски и Набиуллиной

Эдуард Франкфорт. Богословский спор. 1888
Эдуард Франкфорт. Богословский спор. 1888

Высокие банковские ставки тормозят экономический рост, заявил кандидат экономических наук Михаил Беляев 30 ноября корреспонденту ИА Красная Весна, комментируя дискуссию бизнесмена Олега Дерипаски и главы Центробанка РФ Эльвиры Набиуллиной на инвестиционном форуме «Россия зовет!».

«Эти политэкономические дебри могут быть хороши в дискуссии и там есть своего рода правда, но они не отражают реального механизма работы экономики», — заявил экономист.

По его мнению, речь идет о том, что мы должны стимулировать экономический рост для повышения ВВП, «который нам позволит и укрепить позиции на мировом рынке, и решать успешно внутренние социально-экономические проблемы».

«Вот в чем состоит главная цель развития экономики, цель нашей экономической политики и денежно-кредитной политики, как составляющей экономической политики», — заявил Беляев, добавив, что высокие банковские ставки тормозят экономический рост.

«Они в принципе противоречат нашим целям развития и нашим экономическим целям. Поэтому собственно наводить тут такой вот туман теоретический даже нет никакого смысла», — подчеркнул экономист.

По его словам, нет смысла ссылаться на то, что нету спроса, поскольку, если у вас нет стимулов для производства предложения, значит и нет стимулов для спроса. Экономист также отметил, что в результате нынешней денежно-кредитной политики «экономика оказывается скованной по рукам и ногам». Можно, конечно, придумывать под это различные теоретические обоснования, только легче от этого не станет, отметил Беляев.

«Если очистить сказанное от теоретического тумана, по сути спор идет о том, надо ли нам стимулировать экономику или не надо, и какими методами мы ее стимулируем», — резюмировал Беляев, выразив недоумение, что глава ЦБ почему-то назначила главной целью борьбу с инфляцией.

Ранее, бизнесмен Олег Дерипаска предложил смягчить денежно-кредитную политику по кредитам для бизнеса. По его словам, если предоставить денежные средства по доступным ставкам, то отечественные прилавки завалят продукцией отечественного производства.

Бизнесмен предложил провести эксперимент, установив более мягкие условия регионам Сибири и Дальнего Востока, поскольку в Азии сосредоточено 40% мирового спроса. Кроме того, Дерипаска выразил уверенность, что более дешевые кредиты для бизнеса «никакого влияния на инфляцию не окажут».

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина в ответ заявила, что, хотя политика ЦБ должна быть направлена и на рост предложения, инструментарий денежно-кредитной политики — «это то, что влияет все-таки на спрос». По ее мнению, на ставки по длинным кредитам влияет не столько политика ЦБ, «сколько ожидания банков, финансовых рынков на перспективу пяти — десяти лет». Если банки видят, что Центробанк не борется с инфляцией, и она будет высокой в будущем, то длинные ставки растут, считает Набиуллина.